Истоки появления британского истребителя-бомбардировщика «Харриер» (Harrier) (англ. гончая) лежат в середине 1950-х гг., когда в ряде стран Северо-атлантического альянса авиаинженерами были проведены экспериментальные работы по изучению возможности вертикального взлета самолета с неизменяемой геометрией крыла.
Эта задача встала перед авиаконструкторами в связи с тем, что именно в эти годы стало совершенно очевидно, что большие военно-воздушные базы весьма уязвимы при потенциальной атаке тактическим ядерным оружием, поэтому технологический прогресс перевел задачу уменьшения площади военных авиабаз в плоскость практического решения. В Великобритании компания «Хоукер Сиддли» (Hawker Siddeley) в тесном сотрудничестве с компанией «Бристол Аэро Энджине» (Bristol Aero Engines) разработала первые прототипы самолета с одним турбореактивным двигателем «Роллс-Ройс Пегас». Новые машины получили обозначение «Р.1127», а в дальнейшем - «Кестрел FGA. 1» (Kestrel FGA Мк. 1). Именно они стали «прародителями» многоцелевого истребителя «Харриер».
В 1970 г. первый в мире Харриер самолет с вертикальными взлетом и посадкой поступил на вооружение 4-й эскадрильи ВВС Германии, став одним из ключевых факторов в противостоянии НАТО и стран Варшавского договора в Центральной Европе. Новый истребитель обладал уникальной способностью маневра на любых стадиях полета, который давал ему значительное преимущество по сравнению с другими самолетами. Если бы гипотетически вдруг разразилась война между НАТО и странами Варшавского договора, то «харриеры» можно было бы легко рассредоточить в самых неожиданных местах, укрыв в амбарах, больших зданиях железнодорожных вокзалов, супермаркетов, складских комплексов и прочих массивных постройках, которые можно в короткие сроки пере-
оборудовать под ангары.
Все необходимое для технического оснащения таких мест входило в программу Объединенных сил быстрого развертывания. На начальном этапе разработки нового боевого самолета предполагалось, что этот истребитель сможет переносить небольшое количество вооружения на достаточно короткое расстояние, но с течением времени «Харриер» превратился в весьма грозное оружие. Харриер самолет II GR. 7 (Harrier II GR.7), стоявший на вооружении британских Королевских ВВС, мог совершать вылеты в любое время суток и при любых погодных условиях.
Этот истребитель был вооружен двумя 25-мм пушками и на подвесках дополнительно мог нести до 5000 кг внешних грузов, включая различные типы бомб, ракеты ближнего радиуса действия, реактивные снаряды класса «воздух-воздух», позволявшие использовать самолет в качестве перехватчика, а также фотоаппаратуру для воздушной разведки или ядерное оружие.
Превращение «Харриера» в мощный боевой самолет не могло состояться без участия Корпуса морской пехоты США. После того как американские военные летчики в 1968 г. совершили пробные вылеты на этих истребителях, США заказали Великобритании модификацию этой машины, получившую наименование «AV-8A». В сочетании с оперативной мобильностью, способностью нанесения ответного удара, универсальностью и возможностью действовать как на море, так и на суше, «харриеры» вполне подходили для боевых действий сил передового базирования. Новый вариант истребителя «АV-8А "Харриер"» был произведен в Великобритании, но затем был переделан компанией «Макдоннел-Дуглас» и лицензирован для производства на территории США. Дальнейшая модификация истребителя для нужд американского Корпуса морской пехоты обеспечила самолетам семейства «Харриер» долгое будущее.
Новое, существенно большее и сложное крыло усовершенствованного варианта «AV-8B "Харриер" II» позволило использовать шесть узлов подвески вооружения вместо четырех, что с одним центральным под фюзеляжным узлом почти вдвое увеличило боевую нагрузку самолета по сравнению с его предшественником; а кабина пилота, оснащенная новейшим радиоэлектронным оборудованием, стала чуть ли не «произведением искусства». Органы управления основных систем боевого самолета разместились на верхней панели, расположенной под коллиматорным индикатором на лобовом стекле. Новая авионика сделала машину легкой в управлении, а система бомбометания по угловой скорости фирмы «Хьюз» в сочетании с системой лазерного наведения и показа цели на телевизионном экране обеспечила высокую точность поражения объектов. Дальнейшая модернизация «А7-8В» заключалась в установке бортовой РЛС и систем ночного видения, позволявших производить ночные бомбометания.
В 1982 г. авианосцы «Инвинсибл» (Invincible) (англ. непобедимый) и «Гермес» (Hermes) вместе с палубными истребителями «Си Харриер» (Sea Harrier) принимали участие в войне между Великобританией и Аргентиной за контроль над Фолклендскими (Мальвинскими) островами. На первый взгляд может показаться, что «Си Харриеры» с их дозвуковыми скоростями уступали по летно-техническим характеристикам истребителям-бомбардировщикам «Даггер» (Dagger) и легким палубным штурмовикам «Дуглас Л-4 "Скайхок"» (Douglas А-4 Skyhawk).
Аргентинские самолеты могли летать со скоростями, соответствующими числу Маха = 2. Однако «харриеры» легко адаптировали свою скорость к скорости авианосца и могли взлетать при любых погодных условиях, что было несколько проблематично для обычных реактивных самолетов. В бою пилот «Харриера» мог изменять направление движения самолета: или резко поднять нос машины, чтобы избежать попадания ракеты, или, резко затормозив, развернувшись или ускорив свое движение, заставить противника промахнуться при атаке.
В 1991 г. в ходе операции «Буря в пустыне» «харриеры» осуществляли непосредственную огневую поддержку с воздуха подразделений морской пехоты. Три эскадрильи и одно авиакрыло из 6 истребителей действовали с наземных военно-воздушных баз, в то время как эскадрильи из 20 самолетов взлетали с авианосцев, находящихся в море. Во время проведения наземной части операции «AV-8B "Харриеры" II» совершили 3380 боевых вылетов, тем самым обеспечив достижение более 90% успеха операции.
Превращение «Харриера» в эффективную боевую машину продолжалось несколько десятилетий, хотя зачастую это был весьма трудный процесс. Тем не менее, эффективность истребителя-бомбардировщика вертикальных взлета и посадки была доказана практикой, и опыт «Харриера» лег в основу при создании боевых самолетов будущего, в частности «F-35 "Лайтнинг" II».
Эта задача встала перед авиаконструкторами в связи с тем, что именно в эти годы стало совершенно очевидно, что большие военно-воздушные базы весьма уязвимы при потенциальной атаке тактическим ядерным оружием, поэтому технологический прогресс перевел задачу уменьшения площади военных авиабаз в плоскость практического решения. В Великобритании компания «Хоукер Сиддли» (Hawker Siddeley) в тесном сотрудничестве с компанией «Бристол Аэро Энджине» (Bristol Aero Engines) разработала первые прототипы самолета с одним турбореактивным двигателем «Роллс-Ройс Пегас». Новые машины получили обозначение «Р.1127», а в дальнейшем - «Кестрел FGA. 1» (Kestrel FGA Мк. 1). Именно они стали «прародителями» многоцелевого истребителя «Харриер».
В 1970 г. первый в мире Харриер самолет с вертикальными взлетом и посадкой поступил на вооружение 4-й эскадрильи ВВС Германии, став одним из ключевых факторов в противостоянии НАТО и стран Варшавского договора в Центральной Европе. Новый истребитель обладал уникальной способностью маневра на любых стадиях полета, который давал ему значительное преимущество по сравнению с другими самолетами. Если бы гипотетически вдруг разразилась война между НАТО и странами Варшавского договора, то «харриеры» можно было бы легко рассредоточить в самых неожиданных местах, укрыв в амбарах, больших зданиях железнодорожных вокзалов, супермаркетов, складских комплексов и прочих массивных постройках, которые можно в короткие сроки пере-
оборудовать под ангары.
Все необходимое для технического оснащения таких мест входило в программу Объединенных сил быстрого развертывания. На начальном этапе разработки нового боевого самолета предполагалось, что этот истребитель сможет переносить небольшое количество вооружения на достаточно короткое расстояние, но с течением времени «Харриер» превратился в весьма грозное оружие. Харриер самолет II GR. 7 (Harrier II GR.7), стоявший на вооружении британских Королевских ВВС, мог совершать вылеты в любое время суток и при любых погодных условиях.
Этот истребитель был вооружен двумя 25-мм пушками и на подвесках дополнительно мог нести до 5000 кг внешних грузов, включая различные типы бомб, ракеты ближнего радиуса действия, реактивные снаряды класса «воздух-воздух», позволявшие использовать самолет в качестве перехватчика, а также фотоаппаратуру для воздушной разведки или ядерное оружие.
Превращение «Харриера» в мощный боевой самолет не могло состояться без участия Корпуса морской пехоты США. После того как американские военные летчики в 1968 г. совершили пробные вылеты на этих истребителях, США заказали Великобритании модификацию этой машины, получившую наименование «AV-8A». В сочетании с оперативной мобильностью, способностью нанесения ответного удара, универсальностью и возможностью действовать как на море, так и на суше, «харриеры» вполне подходили для боевых действий сил передового базирования. Новый вариант истребителя «АV-8А "Харриер"» был произведен в Великобритании, но затем был переделан компанией «Макдоннел-Дуглас» и лицензирован для производства на территории США. Дальнейшая модификация истребителя для нужд американского Корпуса морской пехоты обеспечила самолетам семейства «Харриер» долгое будущее.
Новое, существенно большее и сложное крыло усовершенствованного варианта «AV-8B "Харриер" II» позволило использовать шесть узлов подвески вооружения вместо четырех, что с одним центральным под фюзеляжным узлом почти вдвое увеличило боевую нагрузку самолета по сравнению с его предшественником; а кабина пилота, оснащенная новейшим радиоэлектронным оборудованием, стала чуть ли не «произведением искусства». Органы управления основных систем боевого самолета разместились на верхней панели, расположенной под коллиматорным индикатором на лобовом стекле. Новая авионика сделала машину легкой в управлении, а система бомбометания по угловой скорости фирмы «Хьюз» в сочетании с системой лазерного наведения и показа цели на телевизионном экране обеспечила высокую точность поражения объектов. Дальнейшая модернизация «А7-8В» заключалась в установке бортовой РЛС и систем ночного видения, позволявших производить ночные бомбометания.
В 1982 г. авианосцы «Инвинсибл» (Invincible) (англ. непобедимый) и «Гермес» (Hermes) вместе с палубными истребителями «Си Харриер» (Sea Harrier) принимали участие в войне между Великобританией и Аргентиной за контроль над Фолклендскими (Мальвинскими) островами. На первый взгляд может показаться, что «Си Харриеры» с их дозвуковыми скоростями уступали по летно-техническим характеристикам истребителям-бомбардировщикам «Даггер» (Dagger) и легким палубным штурмовикам «Дуглас Л-4 "Скайхок"» (Douglas А-4 Skyhawk).
Аргентинские самолеты могли летать со скоростями, соответствующими числу Маха = 2. Однако «харриеры» легко адаптировали свою скорость к скорости авианосца и могли взлетать при любых погодных условиях, что было несколько проблематично для обычных реактивных самолетов. В бою пилот «Харриера» мог изменять направление движения самолета: или резко поднять нос машины, чтобы избежать попадания ракеты, или, резко затормозив, развернувшись или ускорив свое движение, заставить противника промахнуться при атаке.
В 1991 г. в ходе операции «Буря в пустыне» «харриеры» осуществляли непосредственную огневую поддержку с воздуха подразделений морской пехоты. Три эскадрильи и одно авиакрыло из 6 истребителей действовали с наземных военно-воздушных баз, в то время как эскадрильи из 20 самолетов взлетали с авианосцев, находящихся в море. Во время проведения наземной части операции «AV-8B "Харриеры" II» совершили 3380 боевых вылетов, тем самым обеспечив достижение более 90% успеха операции.
Превращение «Харриера» в эффективную боевую машину продолжалось несколько десятилетий, хотя зачастую это был весьма трудный процесс. Тем не менее, эффективность истребителя-бомбардировщика вертикальных взлета и посадки была доказана практикой, и опыт «Харриера» лег в основу при создании боевых самолетов будущего, в частности «F-35 "Лайтнинг" II».
автор: gagarin