В апреле 1991 г. ВВС США сообщили. что отдали предпочтение проекту F-22 Raptor перед конкурентом F-23 консорциума «Northrop/ McDonnell Douglas» по программе ATF для замены F -15 Eagle. Объявленная в 1981 г. программа ATF (перспективный тактический истребитель) требовала малозаметного самолета, сочетающего способность полета на большие дальности в крейсерском режиме на сверхзвуковой скорости без форсажа, сверх- маневренность в воздушном бою и современную систему навигации и управления оружием.
Предложения на выбор концепции выдали в сентябре 1983 г.. в сентябре 1985 г. последовали запросы по поданным предложениям 31 октября 1986 г. сообщалось, что для этапа демонстрации и проверки программы выбраны компании Lockheed и Northrop.
Силовая установка нового поколения
Параллельно с сентября 1983 г. реализовывалась программа создания двух совершенно новых типов турбовентиляторных двигателей для ATF — F120 General Electric и F119 Pratt & Whitney. Их наземные испытания начались в 1986 — 1987 гг. В начале 1988 г Министерство обороны заказало двигатели для летных испытаний. рассчитывая, что двигатель каждого типа будет испытан в полете.
К октябрю 1989 г. у каждого из двух основных подрядчиков на этапе проектирования и технологической разработки (EMD) данной программы сложилась кооперация с другими фирмами. «Lockheed» стала сотрудничать с Boeing и General Dynamics, а после приобретения ею отдела истребителей компании General Dynamics доля участия фирмы Lockheed (с 1995 г. Lockheed Martin) в работах по данной программе составила уже 67,50 %.
Первый прототип YF-22A впервые взлетел 29 сентября 1990 г. с двигателями YF120. а 30 октября 1991 г. взлетела вторая машина с двигателями YF119. Летные испытания продолжались, когда Министерство обороны в ноябре 1990 г. выдало запрос на конечные предложения этапа EMD. что привело к окончательному выбору проекта F-22 с двигателем F119. По итоговому контракту EMD. выданному в августе 1991 г, заказали 11 опытных F-22, включая два двухместных F-22B. Заказ на двухместные самолеты позже аннулировали
Устройство F-22
Главные особенности конструкции — угловатые, но чистые внешние формы, с зубчатыми кромками, уменьшающими отражение радиоизлучения в направлении вражеских РЛС; современные материалы; внутренние отсеки вооружения ' (один большой по центру и два боковых поменьше), которые при снижении требований к малозаметности можно дополнить четырьмя внешними узлами большой емкости для подвески вооружения или топливных баков; комплекс авионики на основе компьютерной системы с объемом памяти и быстродействием большими, чем у F-15.
Ядро оборонительной авионики составляет многофункциональная РЛС AN/APG-77 с активной фазированной антенной решеткой (AESA). осуществляющая обзор воздушной обстановки и одновременное отслеживание нескольких целей. У РЛС также имеются режимы разведки погоды, навигации, наведения оружия «воздух — поверхность», а также передачи массивов информации, дополняет РЛС инфракрасная система поиска и слежения. В комплекс авионики также входят система передачи данных, инерциальная навигационная система INS со встроенной системой навигации GPS высокой точности, система предупреждения и РЭБ.
В кабине пилота устанавливается модифицированное катапультируемое кресло ACES II класса 0-0 (возможность покинуть самолет при ну левых высоте и скорости) под двустворчатым прозрачным фонарем, а ситуационная информация выводится на четыре цветных ЖК монитора и широкоэкранном коллима-торном индикаторе (на фоне лобового стекла).
Пилот управляет самолетом с помощью боковой рукоятки управления. Управляющие поверхности включают: на крыле — отклоняемый носок по всему размаху, совместно действующие внешние закрылки и внутренние флапероны вдоль задней кромки; цельно поворотные стабилизаторы и два отклоненных наружу киля-стабилизатора. Эти поверхности дополнены управляемыми соплами двух турбовентиляторных двигателей, которые могут отклоняться на 40° в вертикальной плоскости. В результате F-22 высоко-маневрен и полностью сохраняет управляемость на очень больших углах атаки.
Первый серийный F-22 по программе EMD существенно отличается от прототипа YF-22. Хвостовые
стабилизаторы меньше, изменилась форма крыла е плане. Уменьшение длины каналов воздухозаборников улучшило обзор из кабины пилота.
F-22A в полете
Первый самолет по программе EMD взлетел 7 сентября 1997 г. 14 января 2003 г. первый самолет до¬ставили оценочной группе ВВС на авиабазу Неллис, Невада. Затем поставки пошли в 325-е истребительное крыло на авиабазу Тиндалл во Флориде, где размещается часть по освоению новых типов техники. В декабре 2005 г. 1-е истребительное крыло на авиабазе Лэнгли в Вирджинии первым освоило новый истребитель. Вскоре эта часть начала полеты в составе ПВО страны.
Впоследствии поставки F-22A шли в 3-е крыло на авиабазу Элмендорф на Аляске, и в 49-е крыло на авиабазе Холломэн. Нью-Мексико, где F-22 заменил машины F-117 Nighthawk. Следующей базой для Raptor станет авиабаза Хайкзм на Гавайях.
На службе ВВС США F-22A в основном выполняет задачи борьбы с воздушными целями и вооружается ракетами класса «воздух — воздух» средней дальности AIM-120C/D
(AMRAAM) и AIM-9X Sidewinder. Он также должен выполнять задачи по внезапному нанесению первых ударов в начале крупномасштабных боевых действий, для чего оснащается комплексами ударного вооружения (JDAM) с использованием в системах наведения навигации GPS и малокалиберными бомбами (SDB). С сентября 2002 г. по декабрь 2005 г Raptor под обозначением F/A-22 дорабатывался для расширения ударных возможностей.
К началу 2009 г. было заказано 183 машины F-22A с возможностью продолжения их закупки.