Ла-15
Ла-15(«174») – реактивный истребитель, результат разработок ОКБ-301, которым руководил С.А. Лавочкин. Первый раз поднялся в небо в январе 1948 года. Для войск ВВС и ПВО с 1949 года по 1954 год была выпущена серия из 235 машин.
После появления возможности приобретения английских ТРД в ОКБ-301 начали разработки боевых истребителей для них. Вначале появился опытный реданный экземпляр «174ТК», на него планировали поставить ТРД «Дервент». Еще одной машиной стала прогрессивная «168»-модель с более мощным ТРД «Нин» и стреловидным крылом, ее разрабатывали для армии. Однако первым в Союз прибыл «Дервент» и, поэтому, С.А. Лавочкин переключился на разработку «174»-го. Примечательно, что составление проектов для обеих моделей осуществлялось лишь по технической документации к силовым установкам, самих двигателей еще не было.
Модель «174»
Истребители «174» и «168» отличались только силовыми машинами и изменениями, которые нужны были для замены и подгонки моторов, кроме того, «174» весил немного меньше. Обе модели являлись высокопланами со стреловидностью крыльев и обратным поперечным
Шасси на трех опорах и задние стойки прятались в фюзеляж, так как, крыло было расположено высоко. Задние стойки были установлены близко друг к другу, а чтобы самолет был более устойчивым на стоянке и при выруливании, они в опущенном состоянии занимали положение под углом к фюзеляжу, что позволяло шире разводить колеса. Хвостовое оперение имело крестообразную форму, и было расположено высоко на киле стреловидного горизонтального оперения. Воздушные тормоза помещались в хвосте фюзеляжа.
Кабину сделали бронированной, впереди и сзади ее защищали бронеплиты, впереди было установлено бронестекло толщиной 15 см. Помещение для пилота было полностью герметичным, с высоко поднятым потолком. На вооружении самолета находилось три пушки НР-23 с тремястами патронами. Измененный прицел АсП1Н был аналогом такого же Mk.IID на английском самолете. Его прицельная дальность была вдвое выше, чем у предшественника ПКИ-1, она составляла 800 метров. Недостатком нового прицела были его внушительные размеры.
Разрабатывали самолет очень быстро и уже 31 декабря привезли в ЛИИ, а 8 января 1948 года И.Е.Федоров совершил на нем первый испытательный полет. Практически сразу испытатель отметил сильную тряску, а 44-й полет едва не закончился трагически для него: самому летчику удалось спастись, но самолет был потерян.
На втором самолете-дублере (174 «Д») тряску устранили путем увеличения жесткости стабилизатора. Для завершения программы испытаний на дублирующей модели оказалось достаточно семи полетов. Элероны дополнительно оснастили гидроусилителями, увеличили площадь киля под фюзеляжем, изменили поперечное V. Фонарь кабины приобрел другие очертания, претерпели изменения аэродинамическая компенсация руля и лафеты пушек.
Госиспытания проводились с 1 августа до конца сентября, комиссия сделала выводы, что истребитель на низких высотах уступает Яку-25 с аналогичным мотором, но на высоте свыше 3 км, наоборот, опережает на 68 км/час. Дальность полета была больше, а скороподъемность ниже, чем у Яка. В маневренности по горизонтали, показателях разгона и торможения «174 Д» превосходил МиГ-15. Устройство требовало повышенного внимания при выполнении восходящих фигур пилотажа, но в целом подходило для управления летчиками среднего класса подготовки. По требованию госкомиссии на машине установили фонарь с улучшенным обзором для пилота, новую мачту антенны для увеличения возможного расстояния радиосвязи, улучшили топливную систему для питания силовой установки горючим при отрицательных перегрузках.
Ла-15(«174») – реактивный истребитель, результат разработок ОКБ-301, которым руководил С.А. Лавочкин. Первый раз поднялся в небо в январе 1948 года. Для войск ВВС и ПВО с 1949 года по 1954 год была выпущена серия из 235 машин.
После появления возможности приобретения английских ТРД в ОКБ-301 начали разработки боевых истребителей для них. Вначале появился опытный реданный экземпляр «174ТК», на него планировали поставить ТРД «Дервент». Еще одной машиной стала прогрессивная «168»-модель с более мощным ТРД «Нин» и стреловидным крылом, ее разрабатывали для армии. Однако первым в Союз прибыл «Дервент» и, поэтому, С.А. Лавочкин переключился на разработку «174»-го. Примечательно, что составление проектов для обеих моделей осуществлялось лишь по технической документации к силовым установкам, самих двигателей еще не было.
Модель «174»
Истребители «174» и «168» отличались только силовыми машинами и изменениями, которые нужны были для замены и подгонки моторов, кроме того, «174» весил немного меньше. Обе модели являлись высокопланами со стреловидностью крыльев и обратным поперечным
Шасси на трех опорах и задние стойки прятались в фюзеляж, так как, крыло было расположено высоко. Задние стойки были установлены близко друг к другу, а чтобы самолет был более устойчивым на стоянке и при выруливании, они в опущенном состоянии занимали положение под углом к фюзеляжу, что позволяло шире разводить колеса. Хвостовое оперение имело крестообразную форму, и было расположено высоко на киле стреловидного горизонтального оперения. Воздушные тормоза помещались в хвосте фюзеляжа.
Кабину сделали бронированной, впереди и сзади ее защищали бронеплиты, впереди было установлено бронестекло толщиной 15 см. Помещение для пилота было полностью герметичным, с высоко поднятым потолком. На вооружении самолета находилось три пушки НР-23 с тремястами патронами. Измененный прицел АсП1Н был аналогом такого же Mk.IID на английском самолете. Его прицельная дальность была вдвое выше, чем у предшественника ПКИ-1, она составляла 800 метров. Недостатком нового прицела были его внушительные размеры.
Разрабатывали самолет очень быстро и уже 31 декабря привезли в ЛИИ, а 8 января 1948 года И.Е.Федоров совершил на нем первый испытательный полет. Практически сразу испытатель отметил сильную тряску, а 44-й полет едва не закончился трагически для него: самому летчику удалось спастись, но самолет был потерян.
На втором самолете-дублере (174 «Д») тряску устранили путем увеличения жесткости стабилизатора. Для завершения программы испытаний на дублирующей модели оказалось достаточно семи полетов. Элероны дополнительно оснастили гидроусилителями, увеличили площадь киля под фюзеляжем, изменили поперечное V. Фонарь кабины приобрел другие очертания, претерпели изменения аэродинамическая компенсация руля и лафеты пушек.
Госиспытания проводились с 1 августа до конца сентября, комиссия сделала выводы, что истребитель на низких высотах уступает Яку-25 с аналогичным мотором, но на высоте свыше 3 км, наоборот, опережает на 68 км/час. Дальность полета была больше, а скороподъемность ниже, чем у Яка. В маневренности по горизонтали, показателях разгона и торможения «174 Д» превосходил МиГ-15. Устройство требовало повышенного внимания при выполнении восходящих фигур пилотажа, но в целом подходило для управления летчиками среднего класса подготовки. По требованию госкомиссии на машине установили фонарь с улучшенным обзором для пилота, новую мачту антенны для увеличения возможного расстояния радиосвязи, улучшили топливную систему для питания силовой установки горючим при отрицательных перегрузках.
автор: gunsturu