Ил-8
Задача создания тяжелых бронированных штурмовиков встала перед конструкторским бюро С.В. Ильюшина еще до того, как началась Великая Отечественная война. Недостатки основного штурмовика Красной армии Ил-2 снижали его боевую ценность, но не были неожиданностью. Летом 1942-го года конструкторы обратились с предложением к Правительству о создании тяжелого самолета-штурмовика с мощным мотором, способным поднять в воздух до 1000 кг бомб. Велись почти одновременно разработки двух самолетов: тяжелого штурмовика-бомбардировщика Ил-8 с дальностью полета 1100 км и разведчика-корректировщика (Ил-2), который имел меньшую массу, меньшую дальность полета, но оборудование для радиосвязи на нем было достаточно сильным. По сути дела, Ил-8 являлся продолжением разработки модели Ил-2, и различия были не существенными. Конструкция предназначалась для атак малоуязвимых точек при наличии действенной ПВО.
Усовершенствовать модель начали с замены двигателя на новый АМ-42, который имел мощность 2000 л. с. Чтобы компенсировать мощность и массу нового двигателя, а также увеличить тягу, пришлось перестраивать старую модель. Для этого увеличили на 1278 мм длину фюзеляжа, переместив при этом центр тяжести назад, и сделали больше площадь стабилизаторов. Новые топливные баки были более вместительными, что позволило увеличить дальность полета.
Находящиеся внутри центроплана отсеки для бомб имели вместительность 600 кг, снаружи на самолете были дополнительно установлены замки для бомб, которые выдерживали груз массой 500 кг. Вооружение устанавливалось в двух вариантах:
либо самолет укомплектовывали двумя пулеметами и двумя пушками 23 мм, либо двумя пулеметами с меньшим числом патронов и двумя пушками 37 мм. Ил-8 имел лучшую по сравнению с Ил-2 аэродинамику и усиленное бронирование.
Первый пробный полет на Ил-8 осуществил 10 мая 1943 года испытатель В.К. Коккинаки. Пилот отметил неплохие летные данные машины, но, при этом, обратил внимание на не совсем удовлетворительную работу двигателя и плохое его охлаждение, в то же время, скорость на высоте 2240 м уже достигла 470 км/час.
Но, к тому времени уже заявил о себе хорошими летными данными скоростной штурмовик Ил-10. На самолете Ил-8 продолжали проводить переделки, такие, как улучшение системы шасси и оперения, оборудование новым бронекорпусом, изменение элеронов крыла, замена трехлопастного винта на четырехлопастный. Изменения продолжались до осени 1944 года, в итоге их получился уже другой самолет, но название осталось прежним.
13 октября 1944 года на обновленном самолете был совершен второй опытный полет. Заводские испытания снова затянулись из-за того, что были недоведены воздушные винты. После войны, 27 мая 1945 года машина была представлена на госиспытания. Штурмовик Ил-8 с мотором АМ-42 успешно прошел испытательные опробывания, хотя, несмотря на многократные замены двигателя, недостатки в работе все же сохранились. В полете наблюдались тряска, дым, быстро изнашивались поршневые кольца, засорялись воздушные клапаны карбюраторов. Испытатель А.К.Долгов в целом оценил улучшенные качества машины и высокие летные показатели, но скорость, скороподъемность и маневренность были ниже, чем у Ил-10. Поэтому, в серийное производство машину не запускали, к тому же окончилась война.
Задача создания тяжелых бронированных штурмовиков встала перед конструкторским бюро С.В. Ильюшина еще до того, как началась Великая Отечественная война. Недостатки основного штурмовика Красной армии Ил-2 снижали его боевую ценность, но не были неожиданностью. Летом 1942-го года конструкторы обратились с предложением к Правительству о создании тяжелого самолета-штурмовика с мощным мотором, способным поднять в воздух до 1000 кг бомб. Велись почти одновременно разработки двух самолетов: тяжелого штурмовика-бомбардировщика Ил-8 с дальностью полета 1100 км и разведчика-корректировщика (Ил-2), который имел меньшую массу, меньшую дальность полета, но оборудование для радиосвязи на нем было достаточно сильным. По сути дела, Ил-8 являлся продолжением разработки модели Ил-2, и различия были не существенными. Конструкция предназначалась для атак малоуязвимых точек при наличии действенной ПВО.
Усовершенствовать модель начали с замены двигателя на новый АМ-42, который имел мощность 2000 л. с. Чтобы компенсировать мощность и массу нового двигателя, а также увеличить тягу, пришлось перестраивать старую модель. Для этого увеличили на 1278 мм длину фюзеляжа, переместив при этом центр тяжести назад, и сделали больше площадь стабилизаторов. Новые топливные баки были более вместительными, что позволило увеличить дальность полета.
Находящиеся внутри центроплана отсеки для бомб имели вместительность 600 кг, снаружи на самолете были дополнительно установлены замки для бомб, которые выдерживали груз массой 500 кг. Вооружение устанавливалось в двух вариантах:
либо самолет укомплектовывали двумя пулеметами и двумя пушками 23 мм, либо двумя пулеметами с меньшим числом патронов и двумя пушками 37 мм. Ил-8 имел лучшую по сравнению с Ил-2 аэродинамику и усиленное бронирование.
Первый пробный полет на Ил-8 осуществил 10 мая 1943 года испытатель В.К. Коккинаки. Пилот отметил неплохие летные данные машины, но, при этом, обратил внимание на не совсем удовлетворительную работу двигателя и плохое его охлаждение, в то же время, скорость на высоте 2240 м уже достигла 470 км/час.
Но, к тому времени уже заявил о себе хорошими летными данными скоростной штурмовик Ил-10. На самолете Ил-8 продолжали проводить переделки, такие, как улучшение системы шасси и оперения, оборудование новым бронекорпусом, изменение элеронов крыла, замена трехлопастного винта на четырехлопастный. Изменения продолжались до осени 1944 года, в итоге их получился уже другой самолет, но название осталось прежним.
13 октября 1944 года на обновленном самолете был совершен второй опытный полет. Заводские испытания снова затянулись из-за того, что были недоведены воздушные винты. После войны, 27 мая 1945 года машина была представлена на госиспытания. Штурмовик Ил-8 с мотором АМ-42 успешно прошел испытательные опробывания, хотя, несмотря на многократные замены двигателя, недостатки в работе все же сохранились. В полете наблюдались тряска, дым, быстро изнашивались поршневые кольца, засорялись воздушные клапаны карбюраторов. Испытатель А.К.Долгов в целом оценил улучшенные качества машины и высокие летные показатели, но скорость, скороподъемность и маневренность были ниже, чем у Ил-10. Поэтому, в серийное производство машину не запускали, к тому же окончилась война.
автор: gunsturu