Истребитель сейбр
Созданный конструкторами «Норт Американ Ави-эйшн» самолет «F-86 "Сейбр"» (f-86 Sabre) (англ. -клинок) был элегантным многоцелевым истребителем первого поколения. Во время войны в Корее (1950-1953 гг.) истребитель сейбр F-86 составил серьезную конкуренцию советскому истребителю «МиГ-15» и впоследствии поступила на вооружение ВВС стран НАТО в первые годы «холодной войны». По отзывам американских пилотов, летать на этой машине было одно удовольствие. Самолет был легок в управлении и неприхотлив в техническом обслуживании.В «Сейбре» объединились достижения американских конструкторов на начальном этапе работы по созданию реактивных самолетов, а также разработки немецких авиаинженеров, воплощенные в самолетах люфтваффе, многие из которых по окончании Второй мировой войны стали военными трофеями. В результате подобного синтеза научной мысли был создан выдающийся образец самолета, открывавший новое направление развития военной реактивной техники: эту машину можно было не только использовать в качестве истребителя-перехватчика, но и легко адаптировать для решения самых разнообразных оперативно-тактических задач.
Истребители "Сейбр" F-86
Первый образец сухопутного варианта истребителя под обозначением «ХР-86» сошел с заводского конвейера 8 августа 1947 г., и 1 октября эта машина впервые поднялась в воздух. Управлял самолетом летчик-испытатель компании «Норт Американ Авиэйшн» Джордж Уэлш. Когда 7 декабря 1941 г. японские самолеты атаковали американскую военно-морскую базу «Перл-Харбор», он был одним из тех немногих пилотов, которые сумели поднять в воздух свои «Кертисы Р-40» и вступили в бой с японскими летчиками. Далее Уэлш блестяще продолжил летную карьеру на Тихоокеанском фронте, записав на свой личный счет 16 воздушных побед. В 1944 г. пилот вернулся в США и стал летчиком-испытателем.
Первый полет самолета «ХР-86» проходил без происшествий до тех пор, пока не пришло время приземляться, и в этот момент Уэлш обнаружил, что носовое колесо шасси не желает выходить. Летчик принял решение направить самолет на посадку, приподняв нос машины, и после того как две основные опоры шасси коснулись земли, носовое колесо вышло из отсека и заняло свое место. Уэлш пробормотал по радио: «Удачно! Удачно!».
19 октября 1947 г. во время пологого пикирования на «ХР-86» Джордж Уэлш преодолел звуковой барьер и стал одним из первых пилотов, превысивших скорость звука в управляемом горизонтальном полете. Стоит заметить, что впервые звуковой барьер был преодолен пятью днями раньше, когда Чак Йегер - другой американский летчик-испытатель, - выполняя полет на экспериментальном самолете «БеллХ-1» (Ве11Х-1), превысил число Маха = 1 (число Маха - отношение скорости самолета к скорости звука в воздухе). Хотя эти результаты и не были официально зарегистрированы администрацией, обеспечивавшей организацию полетов, но множество людей слышали удары звуковых волн, которые достигали земли при прохождении самолетами звукового барьера.
Истребитель ВВС США "Сейбр"
Пилоты ВВС США начали проводить полный комплекс испытаний «ХР-86» в начале декабря 1947 г. Майор Кен Чилстром, летчик-испытатель ВВС США, так охарактеризовал эту машину: «Американские Военно-воздушные силы на сегодняшний день располагают самым совершенным реактивным истребителем, которому нет равных в мире». Первой модификацией стал самолет Сейбр «Р-864», а 15 сентября 1948 г. летчики ВВС США публично продемонстрировали возможности нового истребителя, установив на нем во время полетов рекорд скорости в 1080 км/ч. После того как программа испытаний была успешно завершена, министерством обороны США было принято решение о постановке самолетов на боевое дежурство, и 15 февраля 1949 г. два истребителя сейбр «Р-864» приступили к патрулированию воздушного пространства страны. Командование ВВС США захотело изменить оперативные задачи для нового самолета, что привело к изменению его названия: из перехватчика он стал истребителем: буква Р {pursuit - перехватчик) была заменена F {fighter - истребитель) 10 июня 1948 г.
Боевое крещение истребитель сейбр F-86 получил в ходе военного конфликта между Северной и Южной Кореей, длившегося с 1950-го по 1953 г. Когда в войну вступил советский 64-й истребительный авиакорпус, вооруженный новыми самолетами «МиГ-15», для американского командования стало совершенно очевидным то, что отсутствие оперативных сил ВВС США в небе Кореи дает неоспоримое преимущество для советских самолетов. Фронтовой истребитель «МиГ-15» был быстрее американского истребителя-бомбардировщика «Локхид F-80C "Шутинг стар"» на 160 км/ч, имел практический потолок высоты в 15 200 м и был вооружен одной 37-мм и двумя 23-мм пушками. 10 декабря 1950 г. эскортный авианосец С7Е-88 «Кэйп Исперанс», на борту которого располагалась 4-я авиационная группа истребителей-перехватчиков ВВС США, прибыл в Токийский залив. Уже 17 декабря четверка вновь прибывших истребителей «F-86A» стартовала с модернизированного аэродрома Кимпхо, чтобы принять участие в боевых действиях на Корейском полуострове. Во время этого рейда подполковник Брюс Хинтон, сбив первый «МиГ-15», одержал свою первую победу в небе Кореи.
Истребитель "Сейбр" в небе
Истребитель F-86 Сейбр имел меньший потолок высоты, чем советский «МиГ-15», но это была более быстрая машина, и ее пулеметная платформа оказалась более устойчивой при достижении сверхзвуковых скоростей. «F-86» был оборудован прицелом с радарным дальномером, чего не было у «МиГ-15».Истребитель Сейбр был легок в управлении, а «МиГ» при маневрах на больших скоростях был неустойчив при поворотах. Свои достоинства и недостатки были у каждой машины, но решающую роль в борьбе сыграла высокая летно-техническая подготовка американских и советских пилотов. Следует заметить, что пилотам Сил ООН так и не удалось завоевать господство в воздухе над территорией Северной Кореи, хотя преимущество истребителя «Р-86» в воздушных боях не вызывало сомнений у американских специалистов.
По мнению Уолкера Махурина - одного из лучших летчиков ВВС США, «F-86» - это «...великолепно сконструированный самолет. "F-86" - это "кадиллак", а "МиГ-15" - автомобиль "Форд" модели "T". Вы ощущали мощь этого истребителя и его замечательные летные характеристики. Вам в полете не приходилось много думать о самой машине, поскольку вы сливались с ней в одно целое. В бою вы не думали: сейчас я поверну или сейчас потяну штурвал на себя. Вы все делали автоматически, и машина становилась просто продолжением вашего тела».
автор: gagarin