ЛаГГ-3
Истребитель Лагг-3 был сконструирован в 1939 году, его создателями являлись С. А. Лавочкин, В. П. Горбунов и М. И. Гудков. Название устройства состояло из первых букв фамилий авиаконструкторов, принимавших участие в его разработке. Из-за тяжелого веса самолет прозвали «Лакированным авиационным гарантированным гробом». Он являлся одномоторным поршневым монопланом для одного пилота. Первый полет машины был осуществлен в марте 1940 года. Самолет ЛаГГ-3 в 1940 году имел преимущество перед немецким «мессершмиттом» Bf-109E-7. Появление новой модели истребителя Bf-109F-2, обладающей лучшими аэродинамическими свойствами, оснащенной более мощным двигателем и вооруженной пушкой MG 151, имеющей калибр15 мм, показало, что советский ЛаГГ-3 уступает противнику при наборе высоты более 4 км. К тому же, немецкий самолет был оборудован автоматическим управлением жалюзи воздухозаборника. К плюсам истребителей ЛаГГ-3 можно отнести хорошую выживаемость, экономичное и доступное производство. Изготавливали их из дельта-древесины, пропитанной фенолформальдегидной смолой.
Плохо было то, что смола была дефицитом, покупали ее за границей. Самым существенным недостатком был огромный вес модели, изготовленной из цельного дерева, но он объяснялся тем, что заказчики просили свести к минимуму использование деталей из металла. Маломощный двигатель и другие нестыковки, допущенные при разработке, объяснялись еще и тем, что на создание проекта было отведено совсем немного времени. КБ-301 под руководством М.И. Гудкова осенью 1941 года приняло решение оснастить истребитель звездообразным двигателем с воздушным охлаждением АШ-82, испытания (Гу-82) прошли успешно, но машина не была запущена в серийное производство. Еще раз попытались установить этот мотор на ЛаГГ-3 в КБ, которым руководил Горбунов В.П., но попытки пришлось прервать из-за срочной эвакуации. Потом в Тбилиси Горбунов сумел-таки установить его на ЛаГГ-3, но самолет (Г-1) проигрывал в скорости другим модификациям с этим двигателем. Через полгода КБ под руководством Лавочкина, расположенное в г. Горьком сумело установить АШ-82 на ЛаГГ-3 и запустить в серию самолеты Ла-5, которые стали потом базой для серии истребителей. На вооружение самолет был утвержден вместе с Яком-1 и МиГом-3 в начале Великой Отечественной войны, серийно выпускался с 1941 по 1944 годы. Серийные ЛаГГи оказались еще тяжелее, чем прототипы, а их поверхность не была отполирована, что незамедлительно сказалось на скоростных характеристиках. Высоту 5 км они набирали на 0,7 мин. дольше истребителей Яковлева. Однако имели более мощное вооружение: пушку, два ШКАСа и крупнокалиберный пулемет. Лавочкину было рекомендовано оснастить боевые машины устройствами для крепления подвесных баков, а так же, оборудовать лыжами для использования в зимний период. Какие только действия не пытались предпринять Лавочкин и Горбунов, снизить вес боевого устройства так и не получилось. Поскольку у Яков был потенциал для дальнейших доработок, производство ЛаГГов в 1944 году остановили. Во время боевых действий машину использовали в качестве истребителя, разведчика, перехватчика и бомбардировщика.
Истребитель Лагг-3 был сконструирован в 1939 году, его создателями являлись С. А. Лавочкин, В. П. Горбунов и М. И. Гудков. Название устройства состояло из первых букв фамилий авиаконструкторов, принимавших участие в его разработке. Из-за тяжелого веса самолет прозвали «Лакированным авиационным гарантированным гробом». Он являлся одномоторным поршневым монопланом для одного пилота. Первый полет машины был осуществлен в марте 1940 года. Самолет ЛаГГ-3 в 1940 году имел преимущество перед немецким «мессершмиттом» Bf-109E-7. Появление новой модели истребителя Bf-109F-2, обладающей лучшими аэродинамическими свойствами, оснащенной более мощным двигателем и вооруженной пушкой MG 151, имеющей калибр15 мм, показало, что советский ЛаГГ-3 уступает противнику при наборе высоты более 4 км. К тому же, немецкий самолет был оборудован автоматическим управлением жалюзи воздухозаборника. К плюсам истребителей ЛаГГ-3 можно отнести хорошую выживаемость, экономичное и доступное производство. Изготавливали их из дельта-древесины, пропитанной фенолформальдегидной смолой.
Плохо было то, что смола была дефицитом, покупали ее за границей. Самым существенным недостатком был огромный вес модели, изготовленной из цельного дерева, но он объяснялся тем, что заказчики просили свести к минимуму использование деталей из металла. Маломощный двигатель и другие нестыковки, допущенные при разработке, объяснялись еще и тем, что на создание проекта было отведено совсем немного времени. КБ-301 под руководством М.И. Гудкова осенью 1941 года приняло решение оснастить истребитель звездообразным двигателем с воздушным охлаждением АШ-82, испытания (Гу-82) прошли успешно, но машина не была запущена в серийное производство. Еще раз попытались установить этот мотор на ЛаГГ-3 в КБ, которым руководил Горбунов В.П., но попытки пришлось прервать из-за срочной эвакуации. Потом в Тбилиси Горбунов сумел-таки установить его на ЛаГГ-3, но самолет (Г-1) проигрывал в скорости другим модификациям с этим двигателем. Через полгода КБ под руководством Лавочкина, расположенное в г. Горьком сумело установить АШ-82 на ЛаГГ-3 и запустить в серию самолеты Ла-5, которые стали потом базой для серии истребителей. На вооружение самолет был утвержден вместе с Яком-1 и МиГом-3 в начале Великой Отечественной войны, серийно выпускался с 1941 по 1944 годы. Серийные ЛаГГи оказались еще тяжелее, чем прототипы, а их поверхность не была отполирована, что незамедлительно сказалось на скоростных характеристиках. Высоту 5 км они набирали на 0,7 мин. дольше истребителей Яковлева. Однако имели более мощное вооружение: пушку, два ШКАСа и крупнокалиберный пулемет. Лавочкину было рекомендовано оснастить боевые машины устройствами для крепления подвесных баков, а так же, оборудовать лыжами для использования в зимний период. Какие только действия не пытались предпринять Лавочкин и Горбунов, снизить вес боевого устройства так и не получилось. Поскольку у Яков был потенциал для дальнейших доработок, производство ЛаГГов в 1944 году остановили. Во время боевых действий машину использовали в качестве истребителя, разведчика, перехватчика и бомбардировщика.
автор: gunsturu