Лагг-1
Триумфальное появление в небе над Испанией Ме-109, поставило перед советской истребительной авиацией задачу, решение которой требовалось безотлагательно. Но сложность состояла в том, что лучшие авиаконструкторы не могли трудиться над созданием нового самолета, они находились в заключении.
Понимая острую необходимость создания машины, которая сумела бы противостоять «мессеру», Сталин был готов на то, чтобы любой желающий толковый разработчик принял участие в осуществлении проекта. Такими профессиональными конструкторами являлись В.П. Горбунов и С.А.Лавочкин, начальник и его подчиненный из авиационного отдела Наркомата.
Оба уже имели опыт в самолетостроении. Лавочкин ранее работал с французскими конструкторами, с Чижевским и с Григоровичем, но, ни одна из созданных ими моделей не была запущена на поток. Горбунов участвовал ранее в разработке чертежей и запуске самолетов в серийное производство. Опытные конструкторы решили обратиться в Политбюро с предложением построить истребитель, у которого будет водяное охлаждение мотора.
Лавочкин создал проект за одну неделю, вместе с Горбуновым они были хорошо осведомлены о возможностях советского самолетостроения, поэтому, истребитель планировалось изготовить полностью из дерева. Конструкция из дюралюминия такой же прочности весила бы на 40% меньше, но хроническая нехватка последнего вынуждала строить самолеты из древесины. Кроме того, конструкция самолета была рассчитана так, чтобы для его постройки нужен был минимум квалифицированных рабочих. Такой разумный подход к созданию истребительных машин позволил во время войны даже в оккупации собирать их бесперебойно.
Проектом Горбунов руководил недолго и вскоре перестал им заниматься совсем, техническую документацию стал подписывать Лавочкин, а руководить производством – Гудков.
Первый вылет И-301 (рабочее название) был осуществлен 28 марта 1940 года с Центрального аэродрома, за штурвалом находился испытатель А. И. Никашин.
На госиспытания машина была представлена не испытанной фигурами высшего пилотажа, штопором и пикетированием, с недоведенным вооружением и массой недоработок.
И-301 являлся одноместным монопланом с мотором водяного охлаждения М-105П, низко расположенным крылом и трехлопастным винтом. Фюзеляж истребителя овального сечения был выполнен из дерева, в хвостовой части он переходил в килевую ферму. Хвостовое оперение было свободнонесущим. При изготовлении шпангоутов использовали дельтадревесину, для лонжеронов – сосновые брусья. Все детали из дерева собирались при помощи клея, без использования шурупов и гвоздей. Обшивка фюзеляжа была обклеена березовым шпоном, лафет сварен из стальных оцинкованных труб. Шасси убиралось при помощи масляно-воздушной амортизации. Установленное на самолете кислородное оборудование обеспечивало нормальную работу пилота на высоте свыше 4500 м.
Вооружение моноплана Лагг-1 включало 23-миллиметровую пушку Таубина, два синхронных пулемета калибра 12,7 мм, к тому же, была возможность установки над двигателем дополнительных пулеметов ШКАС.
За создание боевой машины в конце 1940 года авиаконструкторы Лавочкин, Гудков и Горбунов были награждены Сталинской премией первой степени.
Триумфальное появление в небе над Испанией Ме-109, поставило перед советской истребительной авиацией задачу, решение которой требовалось безотлагательно. Но сложность состояла в том, что лучшие авиаконструкторы не могли трудиться над созданием нового самолета, они находились в заключении.
Понимая острую необходимость создания машины, которая сумела бы противостоять «мессеру», Сталин был готов на то, чтобы любой желающий толковый разработчик принял участие в осуществлении проекта. Такими профессиональными конструкторами являлись В.П. Горбунов и С.А.Лавочкин, начальник и его подчиненный из авиационного отдела Наркомата.
Оба уже имели опыт в самолетостроении. Лавочкин ранее работал с французскими конструкторами, с Чижевским и с Григоровичем, но, ни одна из созданных ими моделей не была запущена на поток. Горбунов участвовал ранее в разработке чертежей и запуске самолетов в серийное производство. Опытные конструкторы решили обратиться в Политбюро с предложением построить истребитель, у которого будет водяное охлаждение мотора.
Лавочкин создал проект за одну неделю, вместе с Горбуновым они были хорошо осведомлены о возможностях советского самолетостроения, поэтому, истребитель планировалось изготовить полностью из дерева. Конструкция из дюралюминия такой же прочности весила бы на 40% меньше, но хроническая нехватка последнего вынуждала строить самолеты из древесины. Кроме того, конструкция самолета была рассчитана так, чтобы для его постройки нужен был минимум квалифицированных рабочих. Такой разумный подход к созданию истребительных машин позволил во время войны даже в оккупации собирать их бесперебойно.
Проектом Горбунов руководил недолго и вскоре перестал им заниматься совсем, техническую документацию стал подписывать Лавочкин, а руководить производством – Гудков.
Первый вылет И-301 (рабочее название) был осуществлен 28 марта 1940 года с Центрального аэродрома, за штурвалом находился испытатель А. И. Никашин.
На госиспытания машина была представлена не испытанной фигурами высшего пилотажа, штопором и пикетированием, с недоведенным вооружением и массой недоработок.
И-301 являлся одноместным монопланом с мотором водяного охлаждения М-105П, низко расположенным крылом и трехлопастным винтом. Фюзеляж истребителя овального сечения был выполнен из дерева, в хвостовой части он переходил в килевую ферму. Хвостовое оперение было свободнонесущим. При изготовлении шпангоутов использовали дельтадревесину, для лонжеронов – сосновые брусья. Все детали из дерева собирались при помощи клея, без использования шурупов и гвоздей. Обшивка фюзеляжа была обклеена березовым шпоном, лафет сварен из стальных оцинкованных труб. Шасси убиралось при помощи масляно-воздушной амортизации. Установленное на самолете кислородное оборудование обеспечивало нормальную работу пилота на высоте свыше 4500 м.
Вооружение моноплана Лагг-1 включало 23-миллиметровую пушку Таубина, два синхронных пулемета калибра 12,7 мм, к тому же, была возможность установки над двигателем дополнительных пулеметов ШКАС.
За создание боевой машины в конце 1940 года авиаконструкторы Лавочкин, Гудков и Горбунов были награждены Сталинской премией первой степени.
автор: gunsturu