И-15
Благодаря техническим характеристикам и высоким показателям в бою И-15 отнесен к лучшим истребителям в мире. Созданный в 1933 году в КБ Николая Поликарпова на базе И-5, он имел такое же оперение из дюраля, обтянутые полотном деревянные крылья и стальной ферменный фюзеляж. Однако его конструкция и схема были улучшены, он обладал более высокими аэродинамическими свойствами и был снабжен более мощным и совершенным мотором М-25. Двигатель мощностью 625 л.с. являлся аналогом Райт "Циклон" Ф-3, он производился на уральском заводе по лицензии на американском оборудовании из деталей производителя. Биплан отличался особой формой крыла «чайка», что позволяло повысить его аэродинамические показатели и увеличить угол обзора вперед и вверх.
На И-15 было установлено 4 пулемета ПВ-1 с 750 патронами для каждого. Боезаряды в лентах размещались в центральной части фюзеляжа за бензобаком, сюда же собирались отработанные ленты. Пустые гильзы выбрасывались с самолета на землю. Пулеметные трубы были расположены в носовой части самолета, они защищали фюзеляж от пороховых газов и искр, препятствовали их проникновению в кабину, а воздушный поток в них охлаждал самолет.
Первые испытания на аэродроме машина прошла в декабре 1933 года, пилотировал ее Валерий Чкалов. Они показали, насколько летные характеристики биплана превышают показатели И-5. Выпуск самолета был поставлен на поток. Летчики по достоинству оценили его легкую управляемость, маневренность, взлетно-посадочные показатели и устойчивую конструкцию. Но даже после серийного запуска машины, работы по ее усовершенствованию продолжались. Была немного изменена форма кольца Тауненда, закрывающего мотор, а увеличенная площадь вертикального оперения позволила усилить путевую устойчивость.
Участие И-15 в боевых действиях
Первое боевое испытание самолет прошел в Испании, принимая участие в сражениях с фашистами в осенние дни 1938 года. Бои, разгоревшиеся в испанском небе, показали все преимущества советского истребителя над самолетами противников - немецким Хейнкель Не-51-А-1 и итальянским Фиат CR.32. Уйти от И-15 итальянские летчики на «фиатах» могли только с пикетирования. Обычно они применяли технику внезапного нападения на «чато» (с испанского «курносый»). Хотя маневренность у «фиатов» была гораздо ниже, они нередко брали верх с помощью крупнокалиберных пулеметов, так как, пулеметы винтовочного калибра не могли причинить существенный урон итальянским истребителям.
В небе над Испанией состоялась встреча И-15 с Ме-109, принадлежавшим легиону "Кондор". Летчики на «мессерах» применяли тактику, которая до этого не использовалась. Они атаковали и сразу же уходили, не дожидаясь конечного результата.
В 1939 году пилоты на И-15 были задействованы для разрешения конфликта с Японией на реке Халкин – Гол. Японцы воевали на истребителях Ki.10, которые в СССР называли И-95, бои показали явное преимущество советского биплана. Но с появлением у противников нового Ki-27 Nate, моноплана фирмы Nakajima, стало понятно, что И-15 теряет превосходство, и так продолжалось до появления нового
И-16.
Благодаря техническим характеристикам и высоким показателям в бою И-15 отнесен к лучшим истребителям в мире. Созданный в 1933 году в КБ Николая Поликарпова на базе И-5, он имел такое же оперение из дюраля, обтянутые полотном деревянные крылья и стальной ферменный фюзеляж. Однако его конструкция и схема были улучшены, он обладал более высокими аэродинамическими свойствами и был снабжен более мощным и совершенным мотором М-25. Двигатель мощностью 625 л.с. являлся аналогом Райт "Циклон" Ф-3, он производился на уральском заводе по лицензии на американском оборудовании из деталей производителя. Биплан отличался особой формой крыла «чайка», что позволяло повысить его аэродинамические показатели и увеличить угол обзора вперед и вверх.
На И-15 было установлено 4 пулемета ПВ-1 с 750 патронами для каждого. Боезаряды в лентах размещались в центральной части фюзеляжа за бензобаком, сюда же собирались отработанные ленты. Пустые гильзы выбрасывались с самолета на землю. Пулеметные трубы были расположены в носовой части самолета, они защищали фюзеляж от пороховых газов и искр, препятствовали их проникновению в кабину, а воздушный поток в них охлаждал самолет.
Первые испытания на аэродроме машина прошла в декабре 1933 года, пилотировал ее Валерий Чкалов. Они показали, насколько летные характеристики биплана превышают показатели И-5. Выпуск самолета был поставлен на поток. Летчики по достоинству оценили его легкую управляемость, маневренность, взлетно-посадочные показатели и устойчивую конструкцию. Но даже после серийного запуска машины, работы по ее усовершенствованию продолжались. Была немного изменена форма кольца Тауненда, закрывающего мотор, а увеличенная площадь вертикального оперения позволила усилить путевую устойчивость.
Участие И-15 в боевых действиях
Первое боевое испытание самолет прошел в Испании, принимая участие в сражениях с фашистами в осенние дни 1938 года. Бои, разгоревшиеся в испанском небе, показали все преимущества советского истребителя над самолетами противников - немецким Хейнкель Не-51-А-1 и итальянским Фиат CR.32. Уйти от И-15 итальянские летчики на «фиатах» могли только с пикетирования. Обычно они применяли технику внезапного нападения на «чато» (с испанского «курносый»). Хотя маневренность у «фиатов» была гораздо ниже, они нередко брали верх с помощью крупнокалиберных пулеметов, так как, пулеметы винтовочного калибра не могли причинить существенный урон итальянским истребителям.
В небе над Испанией состоялась встреча И-15 с Ме-109, принадлежавшим легиону "Кондор". Летчики на «мессерах» применяли тактику, которая до этого не использовалась. Они атаковали и сразу же уходили, не дожидаясь конечного результата.
В 1939 году пилоты на И-15 были задействованы для разрешения конфликта с Японией на реке Халкин – Гол. Японцы воевали на истребителях Ki.10, которые в СССР называли И-95, бои показали явное преимущество советского биплана. Но с появлением у противников нового Ki-27 Nate, моноплана фирмы Nakajima, стало понятно, что И-15 теряет превосходство, и так продолжалось до появления нового
И-16.
автор: gunsturu