Юнкерс Ju.52/3m» (Junkers Ju.52/3m) был весьма удачным транспортным самолетом, несмотря на то, что его квадратный фюзеляж из гофрированного металла придавал облику машины некоторую угловатость. Этот на первый взгляд громоздкий, но весьма практичный самолет производился в Германии с 1932-го по 1945 г., причем всего было построено около 5000 машин, как для гражданских, так и для военных нужд. Несмотря на непритязательный внешний вид, конструкция самолета была выполнена на очень высоком уровне и оснащена тремя 525-сильными двигателями «Хорнет» фирмы «БМВ»
(BMW Hornets) (англ. - шершень). Гражданская модификация самолета «Ju.52/3m» использовалась для пассажирских и коммерческих грузовых перевозок более чем дюжиной авиационных компаний, на фоне которых выделялись германская «Люфтганза» (Lufthansa) и швейцарская «Свиссэйр» (Swissair).
Самолет мог взять на борт 17 пассажиров и развить крейсерскую скорость в 250 км/ч при дальности полета в 1090 км. В 1930-х гг. около 75% европейских перевозок компании «Люфтганза» приходилось на «Ju.52/3m». Кроме того, этот транспортный самолет использовался для переброски немецких войск. В конструкцию машины изначально была заложена возможность ее быстрой модернизации в легкий бомбардировщик. Такие модернизированные «Ju/.52/3m» в составе возрожденных люфтваффе бомбили Гернику во время Гражданской войны в Испании и Варшаву в самом начале Второй мировой войны.
Для проведения военных операций на море «Юнкере Ju.52/3m» оборудовался поплавковым шасси - и такие самолеты использовались во время норвежской кампании 1940г., а затем после дополнительной установки под фюзеляжем большого размагничивающего кольца - в Средиземноморье, уже в качестве минных тральщиков.
«Железная Энни» - таково было одно из неофициальных прозвищ самолета - впервые принял активное участие в военной операции в 1936 г., когда Гитлер отреагировал на просьбу профашистского генерала Франсиско Франко о предоставлении транспортных самолетов мятежникам. Двадцать «Юнкерсов 52 Ju.52/3m» за первые три недели августа 1936 г. челночными рейсами через Гибралтарский пролив доставили около 14 000 военнослужащих из Северной Африки в Испанию. Впервые в военной истории была совершена массированная переброска войск по воздуху, и вряд ли испанским фалангистам удалось бы без помощи «Ju.52/3m» победить в Гражданской войне.
Начало Второй мировой войны доставило «юнкерсам» много работы. В 1940 г., в ходе норвежской операции, 580 транспортных самолетов совершили более 3000 вылетов, перебросив по воздуху 29 280 человек, 2376 т снаряжения и 981 560 л топлива. В мае 1941г. около 500 «Ju.52/3m» десантировали более 8000 парашютистов на Крит, что стало самой крупной немецкой воздушно-десантной операцией за всю войну. Впоследствии этот греческий остров стали называть кладбищем парашютистов, поскольку во время штурма гитлеровские войска потеряли около 4000 солдат. Оставшиеся в живых захватили аэродром в Малеме и держали оборону до тех пор, пока вернувшиеся «Ju.52/3m» не доставили им подкрепления. В конечном счете, на Крит было переброшено по воздуху порядка 30 000 человек. Ввиду больших потерь личного состава и транспортных самолетов (170 «юнкерсов Ju.52/3m» были сбиты британцами) германское командование отказалось от планов проведения дальнейших операций по захвату греческих территорий, причем приказ об этом был отдан самим Гитлером.
В феврале 1942 г. во время Демянской наступательной операции советские войска окружили 100-тысячную немецкую группировку под поселком Демянск Новгородской области. Немецкое командование разработало план действий по спасению своих войск и организовало воздушный мост с окруженной группировкой. Полеты «юнкерсов» осуществлялись в непрерывном режиме. День за днем, при любой погоде, преодолевая огонь советских зенитных орудий и отбивая атаки истребителей, транспортные самолеты прибывали в «котел». Блокада была окончательно снята 18 мая. К этому времени «железные Энни» сделали более 33 тыс. вылетов. При этом потери немецкой авиации составили 265 машин.
В ноябре 1942 г. советские войска начали наступление под Сталинградом, закончившееся окружением б-й армии вермахта под командованием генерал-полковника Фридриха Паулюса. Гитлер, вдохновленный успешным воздушным мостом под Демянском, отдал приказ Паулю-су держать оборону. Несмотря на то что начальник Генерального штаба люфтваффе генерал-полковник Ешонек заверил фюрера в том, что самолеты люфтваффе обеспечат надежное сообщение с б-й армией, эта задача все же оказалась не по силам немецкой авиации. Армии Паулюса было необходимо доставлять ежедневно 750 т боеприпасов и снаряжения, в то время как «Юнкерсы 52» могли доставить только половину этого количества грузов, даже если бы летали непрерывно все 24 часа в сутки. Учитывая то, что средняя эффективность осуществления воздушных перевозок составляет 35% от максимальной, для выполнения задачи необходимо было задействовать порядка тысячи самолетов.
Даже если для этой цели пришлось бы снять со всех фронтов «Ju.52/3m» и добавить к этому количеству машин транспортные самолеты других типов, задача все равно не могла быть решена в полном объеме. В действительности немецкие «юнкерсы» зачастую летали в условиях зимы, часто подвергались атакам советских истребителей и попадали под все возрастающий заградительный огонь зенитных батарей; к тому же участились аварии, вызванные отказом техники или переутомлением экипажей. Тем не менее, в наиболее удачные дни декабря 1942 г. и января 1943-го люфтваффе сумели доставить окруженным немецким войскам более 100 т грузов. В конце января опустела последняя взлетно-посадочная полоса окруженных войск, и Паулюс, которого совсем недавно Гитлер повысил до высшего военного звания - фельдмаршал, сдался советским войскам. Более 91 000 немецких солдат, 2500 офицеров и 24 генерала были взяты в плен.
В ходе Сталинградской битвы было сбито 269 машин «Юнкерс 52 Ju.52/3m». Тяжелые потери понес и личный состав люфтваффе, участвовавший в воздушных боях. Для восполнения потерь в район сражения было отправлено много инструкторов летных школ, и их убыль привела к серьезным сбоям в программах подготовки военных летчиков. Большинство «Юнкерсов Ju.52/3m», переживших Вторую мировую войну, были уничтожены сразу после ее окончания, но часть самолетов все же сохранилась и в мирное время продолжала нести службу в ВВС Швеции, пока, наконец, в 1980-х гг. эти уцелевшие образцы не были разобраны по различным музеям.
(BMW Hornets) (англ. - шершень). Гражданская модификация самолета «Ju.52/3m» использовалась для пассажирских и коммерческих грузовых перевозок более чем дюжиной авиационных компаний, на фоне которых выделялись германская «Люфтганза» (Lufthansa) и швейцарская «Свиссэйр» (Swissair).
Самолет мог взять на борт 17 пассажиров и развить крейсерскую скорость в 250 км/ч при дальности полета в 1090 км. В 1930-х гг. около 75% европейских перевозок компании «Люфтганза» приходилось на «Ju.52/3m». Кроме того, этот транспортный самолет использовался для переброски немецких войск. В конструкцию машины изначально была заложена возможность ее быстрой модернизации в легкий бомбардировщик. Такие модернизированные «Ju/.52/3m» в составе возрожденных люфтваффе бомбили Гернику во время Гражданской войны в Испании и Варшаву в самом начале Второй мировой войны.
Для проведения военных операций на море «Юнкере Ju.52/3m» оборудовался поплавковым шасси - и такие самолеты использовались во время норвежской кампании 1940г., а затем после дополнительной установки под фюзеляжем большого размагничивающего кольца - в Средиземноморье, уже в качестве минных тральщиков.
«Железная Энни» - таково было одно из неофициальных прозвищ самолета - впервые принял активное участие в военной операции в 1936 г., когда Гитлер отреагировал на просьбу профашистского генерала Франсиско Франко о предоставлении транспортных самолетов мятежникам. Двадцать «Юнкерсов 52 Ju.52/3m» за первые три недели августа 1936 г. челночными рейсами через Гибралтарский пролив доставили около 14 000 военнослужащих из Северной Африки в Испанию. Впервые в военной истории была совершена массированная переброска войск по воздуху, и вряд ли испанским фалангистам удалось бы без помощи «Ju.52/3m» победить в Гражданской войне.
Начало Второй мировой войны доставило «юнкерсам» много работы. В 1940 г., в ходе норвежской операции, 580 транспортных самолетов совершили более 3000 вылетов, перебросив по воздуху 29 280 человек, 2376 т снаряжения и 981 560 л топлива. В мае 1941г. около 500 «Ju.52/3m» десантировали более 8000 парашютистов на Крит, что стало самой крупной немецкой воздушно-десантной операцией за всю войну. Впоследствии этот греческий остров стали называть кладбищем парашютистов, поскольку во время штурма гитлеровские войска потеряли около 4000 солдат. Оставшиеся в живых захватили аэродром в Малеме и держали оборону до тех пор, пока вернувшиеся «Ju.52/3m» не доставили им подкрепления. В конечном счете, на Крит было переброшено по воздуху порядка 30 000 человек. Ввиду больших потерь личного состава и транспортных самолетов (170 «юнкерсов Ju.52/3m» были сбиты британцами) германское командование отказалось от планов проведения дальнейших операций по захвату греческих территорий, причем приказ об этом был отдан самим Гитлером.
В феврале 1942 г. во время Демянской наступательной операции советские войска окружили 100-тысячную немецкую группировку под поселком Демянск Новгородской области. Немецкое командование разработало план действий по спасению своих войск и организовало воздушный мост с окруженной группировкой. Полеты «юнкерсов» осуществлялись в непрерывном режиме. День за днем, при любой погоде, преодолевая огонь советских зенитных орудий и отбивая атаки истребителей, транспортные самолеты прибывали в «котел». Блокада была окончательно снята 18 мая. К этому времени «железные Энни» сделали более 33 тыс. вылетов. При этом потери немецкой авиации составили 265 машин.
В ноябре 1942 г. советские войска начали наступление под Сталинградом, закончившееся окружением б-й армии вермахта под командованием генерал-полковника Фридриха Паулюса. Гитлер, вдохновленный успешным воздушным мостом под Демянском, отдал приказ Паулю-су держать оборону. Несмотря на то что начальник Генерального штаба люфтваффе генерал-полковник Ешонек заверил фюрера в том, что самолеты люфтваффе обеспечат надежное сообщение с б-й армией, эта задача все же оказалась не по силам немецкой авиации. Армии Паулюса было необходимо доставлять ежедневно 750 т боеприпасов и снаряжения, в то время как «Юнкерсы 52» могли доставить только половину этого количества грузов, даже если бы летали непрерывно все 24 часа в сутки. Учитывая то, что средняя эффективность осуществления воздушных перевозок составляет 35% от максимальной, для выполнения задачи необходимо было задействовать порядка тысячи самолетов.
Даже если для этой цели пришлось бы снять со всех фронтов «Ju.52/3m» и добавить к этому количеству машин транспортные самолеты других типов, задача все равно не могла быть решена в полном объеме. В действительности немецкие «юнкерсы» зачастую летали в условиях зимы, часто подвергались атакам советских истребителей и попадали под все возрастающий заградительный огонь зенитных батарей; к тому же участились аварии, вызванные отказом техники или переутомлением экипажей. Тем не менее, в наиболее удачные дни декабря 1942 г. и января 1943-го люфтваффе сумели доставить окруженным немецким войскам более 100 т грузов. В конце января опустела последняя взлетно-посадочная полоса окруженных войск, и Паулюс, которого совсем недавно Гитлер повысил до высшего военного звания - фельдмаршал, сдался советским войскам. Более 91 000 немецких солдат, 2500 офицеров и 24 генерала были взяты в плен.
В ходе Сталинградской битвы было сбито 269 машин «Юнкерс 52 Ju.52/3m». Тяжелые потери понес и личный состав люфтваффе, участвовавший в воздушных боях. Для восполнения потерь в район сражения было отправлено много инструкторов летных школ, и их убыль привела к серьезным сбоям в программах подготовки военных летчиков. Большинство «Юнкерсов Ju.52/3m», переживших Вторую мировую войну, были уничтожены сразу после ее окончания, но часть самолетов все же сохранилась и в мирное время продолжала нести службу в ВВС Швеции, пока, наконец, в 1980-х гг. эти уцелевшие образцы не были разобраны по различным музеям.
автор: gagarin