История самолета
Разработка фронтового истребителя, предназначенного для замены МиГ-21, началась в ОКБ А.И. Микояна в начале 1960-х годов. В то время во всем мире возрос интерес к самолетам, способным базироваться на аэродромах с короткими ВПП, так как считалось, что стационарные базы с длинными бетонными полосами в случае возникновения Третьей мировой войны прекратят свое существование в первые часы. К перспективным самолетам стали проявлять крайне противоречивые в отношении скорости требования: высокая максимальная и низкая посадочная скорости -необходимость эксплуатации с коротких ВПП. Решать проблему пытались двумя способами: установкой подъемных двигателей и использованием крыла изменяемой стреловидности (КИС). Первый путь, в конечном итоге, оказался тупиковым, в то время как создание КИС на долгое время определило развитие авиации.
В ОКБ Микояна изначально проектировали истребитель с двумя дополнительными подъемными двигателями. Разработка такой машины началась в 1964 году, но конструкторы быстро пришли к выводу о бесперспективности использования подъемных движков на маневренном самолете - в полете двигатели превращались в балласт. Тем не менее МиГ-23ПД («изделие 23-01») был построен, а 23 апреля 1967 года летчик-испытатель П.М. Остапенко выполнил на нем первый полет. 9 июля 1967 году самолет показали на воздушном параде в Домодедово. Программу летных испытаний «23-01» свернули после выполнения всего полутора десятков полетов.
Проектирование истребителя с КИС («23-11») велось одновременно с работами по МиГ-23ПД. Эскизный проект подготовили к марту 1966 года. Конструкторы пошли на очень большой технический риск. Первыми советскими самолетами с КИС являются МиГ-23 и Су-17. П.О. Сухой взял за основу Су-17 проверенный самолет Су-7 и ограничился изменением стреловидности внешних секций консолей крыла. На фирме МиГ сделали радикально новый самолет с очень плотной внутренней компоновкой, боковыми воздухозаборниками и полностью подвижными плоскостями крыла. В таком подходе были плюсы, но и минусов было немало.Военный самолет МиГ-23 по праву вошел в число лучших фронтовых истребителей мира 1970-1980-х годов, но путь к этой вершине оказался тернистым.
Первый полет на «23-11 /1» старший летчик-испытатель фирмы А.В. Федотов выполнил 10 июня 1967 года. Во втором полете 12 июня Федотов изменял стреловидность крыла во всем диапазоне. «Полет при стреловидности от 16° до 72°. Это впервые. Великолепно!», - столь эмоциональные записи в бортовых журналах самолетов летчики-испытатели делают нечасто. 9 июля «23-11/1» вместе с «23-01» продемонстрировали в Домодедово. Однако до превращения опытной машины в грозного воздушного бойца было еще очень далеко.
Истребитель МиГ-23 не стал таким же узнаваемым символом советской авиации, как МиГ-21, для замены которого предназначался. Тем не менее этот самолет занял достойное место в истории не только отечественной, но и мировой авиации.
Первые МиГ-23, поступившие в строевые авиаполки ВВС СССР имели однотонную серую окраску. В середине 1970-х годов МиГ-23 получили камуфляжную окраску, нижние поверхности обычно окрашивались в светло-голубой цвет. Вариантов камуфляжа существовало великое множество - как по цветам пятен, так и по их форме. Как правило, камуфляж наносился в четыре цвета, цвета выбирались с привязкой к местности, над которой летал тот или иной самолет. Радиопрозрачные элементы обшивки, включая конус антенны РЛС, окрашивались в зеленый или темно-серый цвет. Опознавательные знаки в виде пятиконечных красных звезд с бело-красной окантовкой наносились на киль, верхние и нижние поверхности подвижных консолей крыла. Двухзначные бортовые номера наносились на борта фюзеляжа в районе кабины; цвет цифр (красный, желтый, голубой) варьировался от полка к полку, реже - от эскадрильи к эскадрилье. Как правило, цифры номеров имели окантовку белого цвета. В СССР индивидуальная символика на самолетах встречалась крайне редко и, чаще всего, была ограничена знаком «Гвардия» (в гвардейских полках), в ряде авиаполков имелись именные самолеты. К примеру, в 28-м гв. иап ПВО (аэродром Андреаполь) имелись именные самолеты, названные в честь однополчан - Героев Советского Союза. Достаточно часто встречались самолеты, украшенные знаком «Отличный самолет» - пятиугольник в сочетании со стилизованным изображением самолета, рисунок выполнялся краской красного цвета. Знак означал отличное обслуживание истребителя техническим экипажем. Официальным количественным критерием этого была оценка технического состояния самолета не ниже 4,6 балла в течение полугода. Знак наносился на борта фюзеляжа между кабиной и обтекателем антенны РЛС.
В период перестройки на многих самолетах появилась индивидуальная символика. Например, воздухозаборники МиГ-23 дислоцированной в ГДР 1 б-й воздушной армии были в изобилии украшены символикой полков и эскадрилий. Индивидуальную символику получили также МиГ-23, воевавшие в Афганистане. Традиционно маленькими красными или белыми звездочками на борту фюзеляжа отмечались пуски ракет, а в Афганистане -боевые вылеты.
Практически все поставленные на экспорт истребители МиГ-23 получили камуфляжную окраску согласно пожеланиям заказчика. В 1980 годы многие МиГ-23 ВВС стран Восточной Европы были перекрашены по ярким демонстрационным схемам. Пожалуй, самым необычно окрашенным МиГ-23 стал истребитель 1 -го иап ВВС Чехии - в 1994 году в ознаменование 50-летия первого чехословацкого авиаполка, сформированного в годы Второй мировой войны в СССР, МиГ-23МФ раскрасили под... черта! «Черт с трезубцем» украсил собой киль самолета, в окраске которого преобладали красные и черные цвета, на правом борту фюзеляжа в районе кабины сделали надпись «Hell Fighter».
Разработка фронтового истребителя, предназначенного для замены МиГ-21, началась в ОКБ А.И. Микояна в начале 1960-х годов. В то время во всем мире возрос интерес к самолетам, способным базироваться на аэродромах с короткими ВПП, так как считалось, что стационарные базы с длинными бетонными полосами в случае возникновения Третьей мировой войны прекратят свое существование в первые часы. К перспективным самолетам стали проявлять крайне противоречивые в отношении скорости требования: высокая максимальная и низкая посадочная скорости -необходимость эксплуатации с коротких ВПП. Решать проблему пытались двумя способами: установкой подъемных двигателей и использованием крыла изменяемой стреловидности (КИС). Первый путь, в конечном итоге, оказался тупиковым, в то время как создание КИС на долгое время определило развитие авиации.
В ОКБ Микояна изначально проектировали истребитель с двумя дополнительными подъемными двигателями. Разработка такой машины началась в 1964 году, но конструкторы быстро пришли к выводу о бесперспективности использования подъемных движков на маневренном самолете - в полете двигатели превращались в балласт. Тем не менее МиГ-23ПД («изделие 23-01») был построен, а 23 апреля 1967 года летчик-испытатель П.М. Остапенко выполнил на нем первый полет. 9 июля 1967 году самолет показали на воздушном параде в Домодедово. Программу летных испытаний «23-01» свернули после выполнения всего полутора десятков полетов.
Проектирование истребителя с КИС («23-11») велось одновременно с работами по МиГ-23ПД. Эскизный проект подготовили к марту 1966 года. Конструкторы пошли на очень большой технический риск. Первыми советскими самолетами с КИС являются МиГ-23 и Су-17. П.О. Сухой взял за основу Су-17 проверенный самолет Су-7 и ограничился изменением стреловидности внешних секций консолей крыла. На фирме МиГ сделали радикально новый самолет с очень плотной внутренней компоновкой, боковыми воздухозаборниками и полностью подвижными плоскостями крыла. В таком подходе были плюсы, но и минусов было немало.Военный самолет МиГ-23 по праву вошел в число лучших фронтовых истребителей мира 1970-1980-х годов, но путь к этой вершине оказался тернистым.
Первый полет на «23-11 /1» старший летчик-испытатель фирмы А.В. Федотов выполнил 10 июня 1967 года. Во втором полете 12 июня Федотов изменял стреловидность крыла во всем диапазоне. «Полет при стреловидности от 16° до 72°. Это впервые. Великолепно!», - столь эмоциональные записи в бортовых журналах самолетов летчики-испытатели делают нечасто. 9 июля «23-11/1» вместе с «23-01» продемонстрировали в Домодедово. Однако до превращения опытной машины в грозного воздушного бойца было еще очень далеко.
Истребитель МиГ-23 не стал таким же узнаваемым символом советской авиации, как МиГ-21, для замены которого предназначался. Тем не менее этот самолет занял достойное место в истории не только отечественной, но и мировой авиации.
Первые МиГ-23, поступившие в строевые авиаполки ВВС СССР имели однотонную серую окраску. В середине 1970-х годов МиГ-23 получили камуфляжную окраску, нижние поверхности обычно окрашивались в светло-голубой цвет. Вариантов камуфляжа существовало великое множество - как по цветам пятен, так и по их форме. Как правило, камуфляж наносился в четыре цвета, цвета выбирались с привязкой к местности, над которой летал тот или иной самолет. Радиопрозрачные элементы обшивки, включая конус антенны РЛС, окрашивались в зеленый или темно-серый цвет. Опознавательные знаки в виде пятиконечных красных звезд с бело-красной окантовкой наносились на киль, верхние и нижние поверхности подвижных консолей крыла. Двухзначные бортовые номера наносились на борта фюзеляжа в районе кабины; цвет цифр (красный, желтый, голубой) варьировался от полка к полку, реже - от эскадрильи к эскадрилье. Как правило, цифры номеров имели окантовку белого цвета. В СССР индивидуальная символика на самолетах встречалась крайне редко и, чаще всего, была ограничена знаком «Гвардия» (в гвардейских полках), в ряде авиаполков имелись именные самолеты. К примеру, в 28-м гв. иап ПВО (аэродром Андреаполь) имелись именные самолеты, названные в честь однополчан - Героев Советского Союза. Достаточно часто встречались самолеты, украшенные знаком «Отличный самолет» - пятиугольник в сочетании со стилизованным изображением самолета, рисунок выполнялся краской красного цвета. Знак означал отличное обслуживание истребителя техническим экипажем. Официальным количественным критерием этого была оценка технического состояния самолета не ниже 4,6 балла в течение полугода. Знак наносился на борта фюзеляжа между кабиной и обтекателем антенны РЛС.
В период перестройки на многих самолетах появилась индивидуальная символика. Например, воздухозаборники МиГ-23 дислоцированной в ГДР 1 б-й воздушной армии были в изобилии украшены символикой полков и эскадрилий. Индивидуальную символику получили также МиГ-23, воевавшие в Афганистане. Традиционно маленькими красными или белыми звездочками на борту фюзеляжа отмечались пуски ракет, а в Афганистане -боевые вылеты.
Практически все поставленные на экспорт истребители МиГ-23 получили камуфляжную окраску согласно пожеланиям заказчика. В 1980 годы многие МиГ-23 ВВС стран Восточной Европы были перекрашены по ярким демонстрационным схемам. Пожалуй, самым необычно окрашенным МиГ-23 стал истребитель 1 -го иап ВВС Чехии - в 1994 году в ознаменование 50-летия первого чехословацкого авиаполка, сформированного в годы Второй мировой войны в СССР, МиГ-23МФ раскрасили под... черта! «Черт с трезубцем» украсил собой киль самолета, в окраске которого преобладали красные и черные цвета, на правом борту фюзеляжа в районе кабины сделали надпись «Hell Fighter».
автор: gagarin