Программа JSF создания единого многоцелевого истребителя F-35 Lightning II, реализуемая «Lockheed-Martin» — наиболее приоритетная из всех программ по созданию боевых самолетов (с точки зрения США). По программе JSF ВВС США должны получить наземный истребитель, ВМФ — палубный самолет, а Морская пехота — наиболее технически сложную машину с укороченным/ вертикальным взлетом и посадкой (VSTOL). В J5F также участвуют международные корпорации.
F-35 разрабатывается на основе прототипа Х-35. В ноябре 1996 г. «Lockheed-Martin» и «Boeing» получили контракты на дальнейшую разработку предложенных ими проектов JSF. Часть контракта включала постройку двух демонстрационных самолетов (СОА) для проверки технологии применения «предпочтительной концепции систем вооружения (PWSC).
Прототип Х-35 CDA
«Lockheed-Manin» построила демонстрационный образец Х-35А с обычным взлетом и посадкой (CTOL) для показа взлетных и летных характеристик перед его переоборудованием в машину Х-35В VSTOL. Второй самолет (Х-35С) был построен для испытаний элементов палубного (CV) варианта. Образец Х-35А CTOL впервые взлетел 24 октября 2000 г.
Полеты F-35
26 октября 2001 г. было объявлено, что «Lockheed-Martin» стала победителем в конкурсе по программе JSF. Первый самолет F-35A (АА-1) выкатили в Форт Ворте в феврале 2006 г., а первый полет состоялся 15 декабря того же года. Самолет был тяжелее серийного варианта. Второй самолет F-35A. впервые оснащенный планером «с оптимизированной массой» (AF-1). выкатили из ангара в декабре 2008 г.
F-35A схож с прототипом Х-35А и напоминает уменьшенный F-22 с двумя отклоненными наружу килями. цельно-поворотными дифференциальными стабилизаторами, угловатыми воздухозаборниками и заостренной носовой частью. Самолет оснащается турбовентиляторным двигателем F135 Pratt&Whitney. хотя в качестве альтернативы разрабатывается двигатель F136 General Electric/Rolls-Royce. Истребитель вооружен встроенной пушкой, а в отсеках в нижней части фюзеляжа могут размещаться бомбы и ракеты. Стандартное вооружение включает две ракеты AIM-120 и два блока JDAM. Дополнительное вооружение может подвешиваться на внешних пилонах, хотя они значительно увеличивают эффективную отражающую поверхность самолета.
F-35 оборудован сложным ком плексом авионики, включающим РЛС AN/APG-81 AESA Northrop Grumman, установленную под носовой частью электронно'Оптическую прицель ную систему (EOTS) и распределенную инфракрасную систему (DIRS). Последняя состоит из шести размещенных в разных местах планера инфракрасных датчиков, которые вместе формируют изображение на щитке (визоре) шлема пилота. Поворачивая голову, пилот может видеть изображение всей окружающей обстановки, включая обзор полусферы под полом кабины.
Многие из систем тестируются на опытном самолете фирмы «Nonhrop Grumman» ВАС 111. известном как совместный стенд для испытания авионики (САТВ). На нем имеется опытная установка кабины пилота F-35 с одним монитором 20x50 см с непрерывной проекцией. занимающим всю ширину приборной панели. Коллиматорный индикатор отсутствует, вся информация отображается на щитке шлема пилота.
В 2013 г. планируются поставки F-35A для вооружения ВВС США. Они также должны поставляться в Австралию. Израиль и Норвегию.