Nakajima B5N «Kate»
Имперский торпедоносец-бомбардировщик
Бомбардировщики B5N «Kate» атаковали Перл-Харбор они стали важным оружием японцев на ранней стадии войны на Тихом океане.
В январе 1937 года выполнил первый полет прототип Nakajima Туре К, спроектированный под требования японских ВМС к одномоторному палубному бомбардировщику. На прототипе использовали звездообразный мотор Hikari 2 мощностью 700 л. с., закрылки Фаулера, а консоли крыла складывались с помощью гидроприводов. Излишняя для эксплуатации на авианосцах сложность закрылков и механизмов складывания крыла привели к тому, что на втором прототипе установили обычные закрылки, а крыло складывалось вручную. На втором прототипе стоял мотор воздушного охлаждения Nakajima Hikari 3. В ноябре 1937 года было принято решение о запуске машины в серию под обозначением «военно-морской Тип 97 палубный бомбардировщик Модель 1», фирменное обозначение — Nakajima B5N1.
Боевой дебют B5N1 (обозначение союзников — «Kate») состоялся в ходе японо-китайской войны. Самолет показал себя как неплохой тактический бомбардировщик аэродромного базирования, но из-за слабого оборонительного вооружения (один 7,7-мм пулемет) самолет не мог применяться без истребительного прикрытия.
Слабость оборонительного вооружения машины и отсутствие поначалу у китайцев современных истребителей не были принципиальными недостатками. Однако со временем Китай получил из США и СССР достойные истребители, что сделало B5N1 уязвимым и побудило японцев к разработке в 1939 году новой модификации.
С поступлением этих новых машин в войска B5N1 конвертировались в учебно-тренировочные B5N1-K.
Улучшенный «Kate»
B5N2 выполнил первый полет в декабре 1939 года. Данный вариант оснастили мотором Nakajima Sakae, но добиться сколь-нибудь значительного прироста скорости не удалось. Тем не менее с 1939 года бомбардировщики B5N2 стали вытеснять более ранние «Kate» в производстве и строевых частях.
В огне сражений
Вершиной боевого применения B5N2 стал удар по Перл-Харбору, в котором приняли участие не менее 144 «Kate», — 100 бомбардировщиков, остальные — торпедоносцы. Командир ударной группы Мицуо Футида руководил действиями авиации с B5N2.
В первых морских сражениях на Тихом океане «Kate», включая сражение при Мидуэе и Санта-Крузе, действовали очень успешно. B5N2 сыграли видную роль в потоплении авианосцев «Хорнет», «Лексингтон» и «Иорктаун».
Однако по ходу боевых действий недостатки «Kate», с появлением более совершенных истребителей союзников, становились все более очевидными. Потери B5N2 стали очень высокими. B5N2 использовались в частях первой линии до начала 1944 года, когда произошло сражение в Филиппинском море. Затем B5N2 эффективно применялись как морские разведчики и противолодочные самолеты.
Часть самолетов оснастили поисковыми РЛС, а некоторые противолодочные машины получили примитивные магнитометры. B5N2 также применялись как
учебные машины и буксировщики мишеней. В финале войны B5N2 использовали камикадзе.
Серийное производство самолетов завершилось в 1943 году — после постройки 1149 самолетов (669 фирмой «Nakajima»,200 «Aichi» и 280 машин военно-морским арсеналом в Хирю). На основе B5N был спроектирован B6N, который заменил «Kate» в строевых частях.
Имперский торпедоносец-бомбардировщик
Бомбардировщики B5N «Kate» атаковали Перл-Харбор они стали важным оружием японцев на ранней стадии войны на Тихом океане.
В январе 1937 года выполнил первый полет прототип Nakajima Туре К, спроектированный под требования японских ВМС к одномоторному палубному бомбардировщику. На прототипе использовали звездообразный мотор Hikari 2 мощностью 700 л. с., закрылки Фаулера, а консоли крыла складывались с помощью гидроприводов. Излишняя для эксплуатации на авианосцах сложность закрылков и механизмов складывания крыла привели к тому, что на втором прототипе установили обычные закрылки, а крыло складывалось вручную. На втором прототипе стоял мотор воздушного охлаждения Nakajima Hikari 3. В ноябре 1937 года было принято решение о запуске машины в серию под обозначением «военно-морской Тип 97 палубный бомбардировщик Модель 1», фирменное обозначение — Nakajima B5N1.
Боевой дебют B5N1 (обозначение союзников — «Kate») состоялся в ходе японо-китайской войны. Самолет показал себя как неплохой тактический бомбардировщик аэродромного базирования, но из-за слабого оборонительного вооружения (один 7,7-мм пулемет) самолет не мог применяться без истребительного прикрытия.
Слабость оборонительного вооружения машины и отсутствие поначалу у китайцев современных истребителей не были принципиальными недостатками. Однако со временем Китай получил из США и СССР достойные истребители, что сделало B5N1 уязвимым и побудило японцев к разработке в 1939 году новой модификации.
С поступлением этих новых машин в войска B5N1 конвертировались в учебно-тренировочные B5N1-K.
Улучшенный «Kate»
B5N2 выполнил первый полет в декабре 1939 года. Данный вариант оснастили мотором Nakajima Sakae, но добиться сколь-нибудь значительного прироста скорости не удалось. Тем не менее с 1939 года бомбардировщики B5N2 стали вытеснять более ранние «Kate» в производстве и строевых частях.
В огне сражений
Вершиной боевого применения B5N2 стал удар по Перл-Харбору, в котором приняли участие не менее 144 «Kate», — 100 бомбардировщиков, остальные — торпедоносцы. Командир ударной группы Мицуо Футида руководил действиями авиации с B5N2.
В первых морских сражениях на Тихом океане «Kate», включая сражение при Мидуэе и Санта-Крузе, действовали очень успешно. B5N2 сыграли видную роль в потоплении авианосцев «Хорнет», «Лексингтон» и «Иорктаун».
Однако по ходу боевых действий недостатки «Kate», с появлением более совершенных истребителей союзников, становились все более очевидными. Потери B5N2 стали очень высокими. B5N2 использовались в частях первой линии до начала 1944 года, когда произошло сражение в Филиппинском море. Затем B5N2 эффективно применялись как морские разведчики и противолодочные самолеты.
Часть самолетов оснастили поисковыми РЛС, а некоторые противолодочные машины получили примитивные магнитометры. B5N2 также применялись как
учебные машины и буксировщики мишеней. В финале войны B5N2 использовали камикадзе.
Серийное производство самолетов завершилось в 1943 году — после постройки 1149 самолетов (669 фирмой «Nakajima»,200 «Aichi» и 280 машин военно-морским арсеналом в Хирю). На основе B5N был спроектирован B6N, который заменил «Kate» в строевых частях.
автор: gunsturu