Хотя, фигурально выражаясь, «Тайфун» фирмы «Хоукер» был в те далекие дни немного сильнее, чем ненадежный самолет бриз, нет сомнений, что летом 1944 г. он стал одной из мощнейших сил в составе RAF.
Проектирование этого самолета начал в 1937 г. Сидней Кемм, который знал, что Министерство авиации будет вскоре искать замену «Харрикей-ну». Однако интерес появился несколько раньше, чем он рассчитывал: с появлением спецификации H1S/37. Она описывала 12-пулемегный истребитель-перехватчик. оснащенный двигателями «Валтэ» фирмы «Роллс-Ройс» либо «Оэйбр» фирмы «Нэпир» и с серьезной конструкторской проработкой основной конструкции, чтобы можно было принять решение по окончательной конструкции обоих вариантов. Первый, оснащенный «Валтэ». в конечном счете, стал известен как -Торнадо» но, как и другие проекты с двигателем «Валтэ», постоянно изменялся, пока фирма «Роллс-Ройс» не прекратила все работы над двигателем.
Варианте двигателем «Сэйбр» стал известен как «Тайфун», и он, в свою очередь, испытывал серьезные проблемы в результате выбора силовой установки. Здесь, однако, преодолели период «детских болезней», потому что компания «Нэпир» оказалась способной приложить большие усилия к доводке своего двигателя, чем «Роллс-Ройс», отнесшаяся к «Валтэ» как к запасному и сосредоточившая впоследствии все усилия на обработке и совершенствовании «Мерлина», выпускавшегося в беспрецедентных количествах. «Мерлин» был постоянным приоритетом, слишком многое зависело аг него.
Прототип «Тайфуна» совершил первый полег 24 февраля 1940 г., но встретил неожиданное равнодушие официальных кругов. Это был болезненный период для всех ранее начатых авиационных программ: через десять недель после первого полета прототипа немцы начали наступление на Западную Европу. Никогда Соединенное Королевство так не нуждалось в защите, и Министерство авиации имело только одну цель - произвести и поставить как можно больше «Харрикейнов», «Спитфайров» и двигателей «Мерлин». Тогда рассматривался единственный вопрос: организация обороны против ожидаемого вторжения в Британию, которое казалось неизбежным после немецкой оккупации Бенилюксов и Франции.
Преодолевая трудности времени и выбора новой и необычной силовой установки, «Хоукер» решала некоторые собственные проблемы. Первая и наиболее серьезная появилась 9 мая 1940 г., в конце обычного испытательного полета первого прототипа: произошло несчастье - в полете разрушился фюзеляж, и самолет погиб. Месяц ушел на расследование причин катастрофы и доработку второго прототипа. Первый прототип имел 12 пулеметов r крыле м обозначался в производстве как «Тайфун* Mk IA. первый серийный самолет полетел 27 мая 1941 г. Этот самолет построили на заводе фирмы «Глостер Эркрафт» в Хакклькоте, принявшей на себя ответственность за производство и поставки «-Тайфунов», тогда как родительская компания производила в основном установочные партии.
Немногим менее чем за три недели до этого, 3 мая 1940 г., совершил полег второй прототип. Он отличался вооружением: в крыле установили четыре 20-мм пушки, и производившиеся в этой конфигурации самолеты обозначались «Тайфун» Mk IB Первые серийные самолеты - в основном Мк IA с изредка встречавшимися Mk IB. но. в конечном счете, пушечное вооружение признали более эффективным, и самолеты производились во все больших количествах.
В этом виде «Тайфун» представлял собой свободнонесущий, цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом, имевшим элероны типа Фрайз и разрезные закрылки. Фюзеляж имел типовую конструкцию «Хоукер» с каркасом центральной части, сваренным из стальных труб, и монококовой задней частью с работающей обшивкой. Хвостовое оперение - обычное, свободнонесущей конструкции, шасси с широкой колеей, убираемое с хвостовым колесом. При последующем развитии конструкции для атак наземных целей ввели броневую защиту пилота сзади и снизу плюс лобовое бронестекло.
Первые серийные экземпляры начали поступать в RAF в сентябре
1941г. , первоначально в 5б-ю (истребительную) эскадрилью, а также «Тайфуны» поступали в Технический центр истребительной авиации. Эксплуатация «Тайфунов» вскоре показала, что их проблемы радикально не решены. Рост поставок истребителей в RAF совпадал с ростом аварий. Это не ограничивалось только строевыми частями - летчики-испытатели «Глостера» тоже гибли в катастрофах, что вынудило Министерство авиации снять этот самолет с эксплуатации.
Непонятно как, однако «Хоукер» оказался способен понять суть проблемы: усталостное разрушение задней части фюзеляжа и произвести полную замену хвостового оперения и проверку- всех самолетов. Но даже устранение этих недостатков не было концом «детских болезней» самолета: скоростной бафтинг и реверс элеронов вместе с продолжающимися неполадками двигателя. Но к концу 1942 г. все самое худшее осталось позади, и RAF оказались способны преодолеть предвзятый взгляд на свой новый перехватчик.
Несмотря на то что пилоты-энтузиасты могли рассказать о тех или этих возможностях «Тайфуна», существовало негласное соглашение не упоминать о его отвратительной скороподъемности и плохих летных характеристиках на высоте. Сильная сторона «Тайфуна» - высокая скорость на малых высотах, и в этой сфере ему не было равных среди истребителей союзников. Этот фактор сыграл свою роль в его использовании в роли мало высотного перехватчика в конце 1941 г., когда немцы применили скоростной «Фокке-Вульф» FW-190 для проведения атак «бей-и-беги» против военных объектов и стратегических целей на южном и восточном побережьях Британии, что вскоре превратилось более чем в неприятность. «Тайфуны» быстро продемонстрировали свои способности, когда 609-я эскадрилья, используя эти самолеты, с базы RAF Мэнсгон в ноябре 1941 г. сбила за неделю четыре FW-190.
Первое и успешное использование «Тайфунов» на малых высотах поддержали дальнейшим развитием в этом направлении, несмотря на тот факт, что в это время причины многочисленных потерь «Тайфунов» еще не определили. Одна из причин - первоначально установленный ненадежный двигатель «Сэйбр» I, замененный значительно улучшенным 2180 л. с. (1626 кВт) двигателем «Сэйбр» I1A, позволившим полностью использовать растущий потенциал самолета. К концу 1942 г. «Тайфуны» больше не использовались только для перехвата, а после соответствующего оснащения очень эффективно применялись как штурмовики, используя их способности нести две 113-кг, 227-кг или 454-кг бомбы на подкрыльевых держателях. Это оружие, в сочетании с четырьмя 20-мм пушками, делало «Тайфун» грозным истребителем-бомбардировщиком, а в конце 1942 г. 609-я эскадрилья стала пионером применения этого самолета в роли ночного истребителя вторжения. С этого времени используемые преимущественно днем, а иногда и ночью «Тайфуны», которыми вооружили 174-ю, 181-ю, 245-ю и 609-ю эскадрильи, совершали налеты на Францию и страны Бенилюкс, атакуя германские коммуникации. Его способность развивать высокую скорость на малой высоте обеспечивала относительно малую уязвимость от германских истребителей и средств ПВО.
В течение 1943 г. начались серии последующих испытаний и улучшений, «Харрикейн», ставший первым самолетом союзников с ракетным вооружением, впервые применили в бою 2 сентября 1943 г. С аналогичным вооружением «Тайфун» смог реализовать свой полный потенциал в конце
1943 г., действуя совместно с другими эскадрильями истребителей-бомбардировщиков, базировавшихся на южном побережье Британии. Они совместными усилиями парализовали германское прибрежное судоходство. Более эффективные массированные атаки с малых высот эти подразделения продолжили в первые месяцы 1944 г. - перед «днем Д», - используя очень эффективную комбинацию PC, бомб и пушек, беспокоили германские коммуникации днем и ночью. Атаковали поезда и автомобили на железных и шоссейных дорогах, а также уничтожали мосты, тоннели и узловые станции. В итоге этой кампании выводили из строя до 150 локомотивов в месяц, а за первые несколько месяцев таких операций 609-я эскадрилья поразила до 100 локомотивов, потеряв только два своих самолета. В результате хаоса, возникшего в «день Д», немцы столкнулись с непреодолимыми трудностями, когда срочно требовалось перебрасывать войска и резервы в район высадки в Нормандии, что обеспечило часть успеха этой операции.
Небольшие изменения конструкции «Тайфуна» в конце войны в Европе касались в основном силовой установки. Не оправдавший себя «Сэйбр» I заменили «Сэйбром» ПА, а его в последующем - на 2200 л. с. (1641 кВт) «Сэйбр» IIB и, в конце концов, - на 2260 л. с. (1685 кВт) «Сэйбр» НС. Винты использовали как трех-, так и четырех лопастные, постоянной скорости вращения, поставляемые «Де Хэвилленд» или «Ротол». Вариантов у самолета было немного, включая единичные NF: Mk IB ночной истребитель, переделанный из истребителя-бомбардировщика в конце 1941 г. и оснащенный радаром AI Mk VI, и небольшое количество тактических разведчиков. Позднее, в течение 1944 г., производилось два варианта, оба обозначенные «Тайфун» FR. Mk IB. Один нес две вертикальные фотокамеры и сохранял четырех пушечное вооружение, другой - направленный вперед фото кино пулемет вместо левой внутренней пушки. До окончания производства в 1944 г. было выпущено 3200 «Тайфунов» - все, кроме 20, на «Глостер Эркрафт». Они поступали в RAF, но часть передавалась для использования в части RCAF и RNZAF, действовавшие вместе с RAF в Европе.
Ко «дню Д» использование «Тайфунов» достигло своего пика 26 эскадрилий, использовавшихся во 2-х тактических воздушных силах и которые играли значительную роль в захвате Каены. Очень серьезен их вклад в разгром немцев в Фалайском ущелье. При отсутствии противодействия со стороны германских истребителей «Тайфуны» уничтожали колонны войск и техники едва ли не полностью.
Так раскрывались возможности «Тайфуна», самолета, который во время своего неудачного боевого дебюта даже сняли с эксплуатации. Ни один из них, однако, не оставался в эксплуатации сколь-либо длительное время после Дня Победы в Европе: их заменили «Темпесты» фирмы «Хоукер».
Проектирование этого самолета начал в 1937 г. Сидней Кемм, который знал, что Министерство авиации будет вскоре искать замену «Харрикей-ну». Однако интерес появился несколько раньше, чем он рассчитывал: с появлением спецификации H1S/37. Она описывала 12-пулемегный истребитель-перехватчик. оснащенный двигателями «Валтэ» фирмы «Роллс-Ройс» либо «Оэйбр» фирмы «Нэпир» и с серьезной конструкторской проработкой основной конструкции, чтобы можно было принять решение по окончательной конструкции обоих вариантов. Первый, оснащенный «Валтэ». в конечном счете, стал известен как -Торнадо» но, как и другие проекты с двигателем «Валтэ», постоянно изменялся, пока фирма «Роллс-Ройс» не прекратила все работы над двигателем.
Варианте двигателем «Сэйбр» стал известен как «Тайфун», и он, в свою очередь, испытывал серьезные проблемы в результате выбора силовой установки. Здесь, однако, преодолели период «детских болезней», потому что компания «Нэпир» оказалась способной приложить большие усилия к доводке своего двигателя, чем «Роллс-Ройс», отнесшаяся к «Валтэ» как к запасному и сосредоточившая впоследствии все усилия на обработке и совершенствовании «Мерлина», выпускавшегося в беспрецедентных количествах. «Мерлин» был постоянным приоритетом, слишком многое зависело аг него.
Прототип «Тайфуна» совершил первый полег 24 февраля 1940 г., но встретил неожиданное равнодушие официальных кругов. Это был болезненный период для всех ранее начатых авиационных программ: через десять недель после первого полета прототипа немцы начали наступление на Западную Европу. Никогда Соединенное Королевство так не нуждалось в защите, и Министерство авиации имело только одну цель - произвести и поставить как можно больше «Харрикейнов», «Спитфайров» и двигателей «Мерлин». Тогда рассматривался единственный вопрос: организация обороны против ожидаемого вторжения в Британию, которое казалось неизбежным после немецкой оккупации Бенилюксов и Франции.
Преодолевая трудности времени и выбора новой и необычной силовой установки, «Хоукер» решала некоторые собственные проблемы. Первая и наиболее серьезная появилась 9 мая 1940 г., в конце обычного испытательного полета первого прототипа: произошло несчастье - в полете разрушился фюзеляж, и самолет погиб. Месяц ушел на расследование причин катастрофы и доработку второго прототипа. Первый прототип имел 12 пулеметов r крыле м обозначался в производстве как «Тайфун* Mk IA. первый серийный самолет полетел 27 мая 1941 г. Этот самолет построили на заводе фирмы «Глостер Эркрафт» в Хакклькоте, принявшей на себя ответственность за производство и поставки «-Тайфунов», тогда как родительская компания производила в основном установочные партии.
Немногим менее чем за три недели до этого, 3 мая 1940 г., совершил полег второй прототип. Он отличался вооружением: в крыле установили четыре 20-мм пушки, и производившиеся в этой конфигурации самолеты обозначались «Тайфун» Mk IB Первые серийные самолеты - в основном Мк IA с изредка встречавшимися Mk IB. но. в конечном счете, пушечное вооружение признали более эффективным, и самолеты производились во все больших количествах.
В этом виде «Тайфун» представлял собой свободнонесущий, цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом, имевшим элероны типа Фрайз и разрезные закрылки. Фюзеляж имел типовую конструкцию «Хоукер» с каркасом центральной части, сваренным из стальных труб, и монококовой задней частью с работающей обшивкой. Хвостовое оперение - обычное, свободнонесущей конструкции, шасси с широкой колеей, убираемое с хвостовым колесом. При последующем развитии конструкции для атак наземных целей ввели броневую защиту пилота сзади и снизу плюс лобовое бронестекло.
Первые серийные экземпляры начали поступать в RAF в сентябре
1941г. , первоначально в 5б-ю (истребительную) эскадрилью, а также «Тайфуны» поступали в Технический центр истребительной авиации. Эксплуатация «Тайфунов» вскоре показала, что их проблемы радикально не решены. Рост поставок истребителей в RAF совпадал с ростом аварий. Это не ограничивалось только строевыми частями - летчики-испытатели «Глостера» тоже гибли в катастрофах, что вынудило Министерство авиации снять этот самолет с эксплуатации.
Непонятно как, однако «Хоукер» оказался способен понять суть проблемы: усталостное разрушение задней части фюзеляжа и произвести полную замену хвостового оперения и проверку- всех самолетов. Но даже устранение этих недостатков не было концом «детских болезней» самолета: скоростной бафтинг и реверс элеронов вместе с продолжающимися неполадками двигателя. Но к концу 1942 г. все самое худшее осталось позади, и RAF оказались способны преодолеть предвзятый взгляд на свой новый перехватчик.
Несмотря на то что пилоты-энтузиасты могли рассказать о тех или этих возможностях «Тайфуна», существовало негласное соглашение не упоминать о его отвратительной скороподъемности и плохих летных характеристиках на высоте. Сильная сторона «Тайфуна» - высокая скорость на малых высотах, и в этой сфере ему не было равных среди истребителей союзников. Этот фактор сыграл свою роль в его использовании в роли мало высотного перехватчика в конце 1941 г., когда немцы применили скоростной «Фокке-Вульф» FW-190 для проведения атак «бей-и-беги» против военных объектов и стратегических целей на южном и восточном побережьях Британии, что вскоре превратилось более чем в неприятность. «Тайфуны» быстро продемонстрировали свои способности, когда 609-я эскадрилья, используя эти самолеты, с базы RAF Мэнсгон в ноябре 1941 г. сбила за неделю четыре FW-190.
Первое и успешное использование «Тайфунов» на малых высотах поддержали дальнейшим развитием в этом направлении, несмотря на тот факт, что в это время причины многочисленных потерь «Тайфунов» еще не определили. Одна из причин - первоначально установленный ненадежный двигатель «Сэйбр» I, замененный значительно улучшенным 2180 л. с. (1626 кВт) двигателем «Сэйбр» I1A, позволившим полностью использовать растущий потенциал самолета. К концу 1942 г. «Тайфуны» больше не использовались только для перехвата, а после соответствующего оснащения очень эффективно применялись как штурмовики, используя их способности нести две 113-кг, 227-кг или 454-кг бомбы на подкрыльевых держателях. Это оружие, в сочетании с четырьмя 20-мм пушками, делало «Тайфун» грозным истребителем-бомбардировщиком, а в конце 1942 г. 609-я эскадрилья стала пионером применения этого самолета в роли ночного истребителя вторжения. С этого времени используемые преимущественно днем, а иногда и ночью «Тайфуны», которыми вооружили 174-ю, 181-ю, 245-ю и 609-ю эскадрильи, совершали налеты на Францию и страны Бенилюкс, атакуя германские коммуникации. Его способность развивать высокую скорость на малой высоте обеспечивала относительно малую уязвимость от германских истребителей и средств ПВО.
В течение 1943 г. начались серии последующих испытаний и улучшений, «Харрикейн», ставший первым самолетом союзников с ракетным вооружением, впервые применили в бою 2 сентября 1943 г. С аналогичным вооружением «Тайфун» смог реализовать свой полный потенциал в конце
1943 г., действуя совместно с другими эскадрильями истребителей-бомбардировщиков, базировавшихся на южном побережье Британии. Они совместными усилиями парализовали германское прибрежное судоходство. Более эффективные массированные атаки с малых высот эти подразделения продолжили в первые месяцы 1944 г. - перед «днем Д», - используя очень эффективную комбинацию PC, бомб и пушек, беспокоили германские коммуникации днем и ночью. Атаковали поезда и автомобили на железных и шоссейных дорогах, а также уничтожали мосты, тоннели и узловые станции. В итоге этой кампании выводили из строя до 150 локомотивов в месяц, а за первые несколько месяцев таких операций 609-я эскадрилья поразила до 100 локомотивов, потеряв только два своих самолета. В результате хаоса, возникшего в «день Д», немцы столкнулись с непреодолимыми трудностями, когда срочно требовалось перебрасывать войска и резервы в район высадки в Нормандии, что обеспечило часть успеха этой операции.
Небольшие изменения конструкции «Тайфуна» в конце войны в Европе касались в основном силовой установки. Не оправдавший себя «Сэйбр» I заменили «Сэйбром» ПА, а его в последующем - на 2200 л. с. (1641 кВт) «Сэйбр» IIB и, в конце концов, - на 2260 л. с. (1685 кВт) «Сэйбр» НС. Винты использовали как трех-, так и четырех лопастные, постоянной скорости вращения, поставляемые «Де Хэвилленд» или «Ротол». Вариантов у самолета было немного, включая единичные NF: Mk IB ночной истребитель, переделанный из истребителя-бомбардировщика в конце 1941 г. и оснащенный радаром AI Mk VI, и небольшое количество тактических разведчиков. Позднее, в течение 1944 г., производилось два варианта, оба обозначенные «Тайфун» FR. Mk IB. Один нес две вертикальные фотокамеры и сохранял четырех пушечное вооружение, другой - направленный вперед фото кино пулемет вместо левой внутренней пушки. До окончания производства в 1944 г. было выпущено 3200 «Тайфунов» - все, кроме 20, на «Глостер Эркрафт». Они поступали в RAF, но часть передавалась для использования в части RCAF и RNZAF, действовавшие вместе с RAF в Европе.
Ко «дню Д» использование «Тайфунов» достигло своего пика 26 эскадрилий, использовавшихся во 2-х тактических воздушных силах и которые играли значительную роль в захвате Каены. Очень серьезен их вклад в разгром немцев в Фалайском ущелье. При отсутствии противодействия со стороны германских истребителей «Тайфуны» уничтожали колонны войск и техники едва ли не полностью.
Так раскрывались возможности «Тайфуна», самолета, который во время своего неудачного боевого дебюта даже сняли с эксплуатации. Ни один из них, однако, не оставался в эксплуатации сколь-либо длительное время после Дня Победы в Европе: их заменили «Темпесты» фирмы «Хоукер».
автор: gunsturu