В Ответ на спецификацию RAF Р. 13/36 на двухмоторный средний самолетах бомбардировщиках фирмы AVRo и «Хендли Пейдж» создали конструкции, оснащенные двигателем «Валте» фирмы «Роллс-Ройс», 24-цилиндровое развитие вполне удачных 12-цилиндровых двигателей «Кестрел» и «Перегрин». Недостатки нового двигателя на самолете стали причиной отказа компании «Хендли Пейдж» как от него, так и от оснащенного им двухмоторного самолета Н.Р.56. В 1937 г. AVRo ynopiio продолжала работу, и в результате появился «Манчестер» Mk I. производство которого и эксплуатация в RAF были начаты в 1940 г. Но в результате проблемы мотора «Валте», далекие от решения, предопределили краткую карьеру «Манчестера».
Как «Хендли Пейдж», так и AVRo проектировали весьма сходные самолеты, оснащенные четырьмя двигателями «Мерлин» фирмы «Роллс-Ройс»: НР56 превратился n I IP. 57 «Галифакс», а «Манчестер» - в «Манчестер» Mk III, позднее переименованный в «Ланкастер». «Галифакс» стал для RAF предпочтительным типом самолета: имеются факты, что Министерство авиации хотело предложить AVRo наладить производство «Галифаксов» у себя. В ответ AVRo заявила, что им проще и быстрее начать производство «Ланкастеров», поскольку’ для этого придется только немного переналадить линии производства «Манчестеров». Получилось, что «Ланкастер» производился в больших количествах и царствовал как наиболее эффективный самолет Бомбардировочного командования в этот период во многом благодаря его бомбовой нагрузке и универсальности. До конца войны было выпущено около 7300 этих самолетов, а в мае 1945 г. 56 эскадрилий были оснащены 745 машинами этого типа и еще 296 машин эксплуатировалось в подразделениях переподготовки.
«Ланкастер» унаследовал многие черты «Манчестера», фактически в прототипе, совершившем первый полет 9 января 1941 г., использовалось большое количество агрегатов «Манчестера» Mk 1. Позднее центральная и хвостовая секции фюзеляжа были coxpaнены (за исключением носовой, кормовой и средней пулеметных турелей), новыми были консоли крыла, приспособленные для размещения внешних двигателей. Трехкилевое оперение вскоре было заменено на двухкилевое, как и на «Манчестере» Mk IA.
Министерство авиации выпустило спецификацию на «новую» разработку AVRo (Lancaster I/PI) с требованиями крейсерской скорости 402 км/ч на высоте 4575 м и дальности полета 3218 км с 3405 кг бомб. Максимальная дальность задавалась 4827 км. Большой бомбовый отсек, унаследованный от «Манчестера», позволял использовать различные типы бомб, в том числе одну крупнейшую - бомбу большой мощности «Куки» массой 1814 кг. Показанные прототипом в ходе испытаний высокие летные данные заставили Министерство авиации уменьшить заказ на «Манчестеры» Mk I с 300 до 100, а заказ на «Ланкастеры» Mk I увеличить до 454 машин. Первый произведенный экземпляр совершил первый полет 31 октября 1941 г В сочельник 44-я эскадрилья RAF, базировавшаяся в Эддингтоне, стала первым подразделением, получившим четыре этих новых тяжелых бомбардировщика, а 3 марта
1942 г. вылетели на первую боевую операцию этого типа самолетов - постановку мин у острова Гельголанд. В ночь с 10 на 11 марта самолеты 44-й эскадрильи приняли участие в бомбардировке Эссена. Существование «Ланкастеров- публично не афишировалось, пока 17 августа 1942 г. 12 самолетов из 44-й и 97-й эскадрилий совершили дневной, без сопровождения налет на Аугсбург. Проходивший на малой высоте рейд имел своей целью нанесение удара по заводам дизельных двигателей для подводных лодок, но цена оказалась слишком высокой: семь самолетов были потеряны. Командиры эскадрилий Неттлтон и Шервуд за руководство операцией были награждены Крестом Виктории посмертно. Штаб британских ВВС;, понимая, что такие высокие потери не могут долго продолжаться, перешел к преимущественно ночным операциям. Более двух лег перед этим RAF проводили именно такие атаки.
Некоторые модификации «Ланкастера» доработали после начального периода эксплуатации: упразднили нижнюю стрелковую точку, существовавшую в первых версиях самолета, увеличили обзорный блистер бомбардира и запас горючего, более значительно изменили систему подвески бомб для подвески 3632-кг бомбы «Блокбастер».
Створки бомболюка сделали выпуклыми, а путем последующих внутренних переделок стала возможной подвеска 5448-кг бомбы. Максимальная бомбовая нагрузка «Ланкастера» была увеличена до 6350 кг. Введение всех этих изменений в конструкцию потребовало применения более мощных двигателей. Если первые Mk 1 были оснащены двигателями «Мерлин» XX, мощностью по 1390 л. с. (1037 кВт), то самолеты следующих модификаций имели «Мерлин» 24 мощностью 1610 л. с (1203 кВт), причем новый двигатель не требовал изменения конструкции самолета.
Забота о возможной нехватке двигателей «Мерлин» заставила создать модификацию «Ланкастер» Mk II. совершившую первый полет в ноябре 1941 г. Она отличалась от Мк I оснащением более мощными двигателями, звездо-образными «Геркулесами» фирмы «Бристоль». В общей сложности построили 301 Mk II, но их скорость и практический потолок были на уровне Mk I, а их большее лобовое сопротивление и расхол горючего сводили на нет превосходство в мощности. Когда поставки «Мерлинов» стали гарантированными, эксперимент с Mk И закончился. Последний «Ланкастер» Mk II летал в 514-й эскадрилье 23 сентября 1944 г.
Проблему снабжения двигателями удалось решить путем развертывания производства «Мерлинов» за океаном. В августе 1942 г. «Ланкастер» Mk III был снабжен двигателями «Паккард-Мерлин», американского производства, хотя во многих других отношениях был идентичен Mk I. Фактически (эго не было тайной) Mk I переоснащались «Паккардами» в эксплуатации, (таким образом превращаясь в Mk II - доработанную модификацию).
Оборонительное вооружение самолета также было в центре внимания. Рассматривались различные варианты замены средней верхней т\'рели «Фраш-Назер», на некоторых самолетах применялась кормовая турель «Роуз-Райс», вооруженная спаркой 12,7-мм пулеметов «Браунинг», вместо счетверенного 7,7-мм пулемета. Ближе к концу войны некоторые самолеты были оснащены ТАНП (турелью с автоматической наводкой пулеметов) в задней части фюзеляжа. Под кодовым названием «Виледж Инн» она включала в себя небольшую РЛС для автоматической наводки и спарку 12,7-мм пулеметов «Браунинг*.
Только истребители «Харрикейн» и «Спитфайр» были построены в ходе Второй мировой войны в количествах, больших чем «Ланкастер» (еще до середины 1943 г. производство «Галифакса» было больше, чем «Ланкастера»). К концу 1942 г. 91 «Ланкастер» в месяц производился пятью предприятиями в Британии (AVRo, «Метрополитен-»Виккерс», «Виккерс Армстронг», «Ос-тин-Моторс» и «Армстронг Уитворт»), и планировалось развернуть производство в Канаде «Ланкастера Мк X, на авиационных заводах «Виктори» в Мэлтоне (провинция Онтарио). По существу это был Mk III; первый из этих самолетов прибыл в Британию в сентябре 1943 г., многие его потомки летали в канадских частях бомбардировочного командования.
С середины 1942 г. до Дня Победы «Ланкастер» был главным оружием Бомбардировочного командования RAF в ночных налетах на цели в Германии. В марте 1943 г.. во время битвы за Рур. внимание было сфокусировано на индустриальных центрах этого региона: такие города, как Гамбург и Берлин. Вскоре тоже попали в список целей. В начале 1944 г. линии связи в Северной Франции бомбили при подготовке к «дню Д» высадки, «Ланкастеры» уничтожали тактические цели, поддерживая наземные войска союзников, действовавших на побережье.
Дпя того чтобы хоть немного уменьшить опасность для атлантических конвоев, стоянки немецких подводных лодок и порты подвергались бомбардировкам эскадрильями бомбардировщиков. Статистика тех лет показывает. как «Ланкастеры» вносили свою лепту; с июля на каждый потерянный в операции «Ланкастер» приходилось 132 тонны сброшенных бомб. Для сравнения приведем результаты других четырехмоторных «тяжеловесов» Бомбардировочного командования: 56 тонн приходилось на каждый «Галифакс» и 11041 тонне на каждый «Стирлинг». Некоторые самолеты выполнили более сотни успешных вылетов.
Многие специальные операции производились с использованием возможностей «Ланкастеров» к переоборудованию. Возможно, лучше всего известны их рейды на ряд дамб в Западной Германии в ночь с 1бна 17мая 1943г. (операция «Частис»), Модифицированные самолеты 617-й эскадрильи, вооруженные 4196-кг минами, достигли цели, пробив бреши в двух дамбах из трех, атакованных в смелом полете на малой высоте. Так подрывалась про-
мышленная мощь Рура, и, кроме этого, обеспечивались потрясающая пропаганда и моральное превосходство союзников.
В 1944 г. «Ланкастеры» 617-й эскадрильи выполняли рейды с использованием обтекаемой 5448-кг бомбы «Толлбой» на Сомюрский железнодорожный тоннель, а 9-я эскадрилья - на германский линкор «Тирпиц». Дальнейшие налеты на корабль достигли полного успеха, корабль перевернулся вверх килем 12 ноября. Со многих модифицированных самолетов снимали верхние турели для сохранения веса.
Самой тяжелой бомбой, которую несли «-Ланкастеры», был 9988-кг •Грэнд Слэм*. Один из бомбардировщиков, специально модернизированный для этой гигантской бомбы, имел максимальный взлетный вес 32 688 кг против 25 878 кг у«Ланкастера» - прототипа. 13 марта 1945 г. Белефсльдский виадук был разрушен в результате рейда, в ходе которого были сброшены бомбы «Толлбой» и один «Грэнд Слэм». Около 40 этих бомб было сброшено «Ланкастерами» на цели в Европе до конца войны.
Однако они были основным оружием не только главных сил Бомбардировочного командования, но и групп лидировщиков, где «Ланкастеры» тоже применялись и были хорошо известны. Первая операция группы лидировщиков была проведена в ночь с 18на 19августа 1942 г., когда «Ланкастеры» 83-й эскадрильи обозначили район цели во время рейда на Фленс-бург. В группе лидировщиков (позднее 8-й группе Бомбардировочного командования) «Ланкастеры» оснащались осветительными бомбами для обозначения целей и несли дополнительное навигационное и бомбардировочное оборудование, которыми управляли отдельные члены экипажей,
с помощью которого наводилась на цель основная масса самолетов. С августа многие из самолетов поздних выпусков (однако только те, что не имели выпуклых створок бомболюка) оснащались навигационным и прицельным радиолокатором H2S, размещенным в выпуклом обтекателе в нижней части фюзеляжа. Группа лидировщиков 635-й эскадрильи была в 1944 г. оснащена несколькими экземплярами «-Ланкастера» Mk VI; переделанный из Мк Ш, этот самолет был оснащен двигателями «Мерлин» 85 с двухскоростными, двухступенчатыми нагнетателями, значительно улучшавшими летные данные на высоте. Оборудование радиопротиводействия устанавливалось на этих машинах вместо снятых верхней и носовой турелей.
После «дня Д» «-Ланкастеры» не только продолжали свои ночные налеты на главные города Германии, но также помогали наземным войскам союзников бомбежками германских частей на позициях, в ходе тактических дневных рейдов около Каен (Caen). Одним из последних рейдов «Ланкастеров» в войне был дневной налет на ставку Гитлера в Брехтесгадене 25 апреля 1945 г.Последними вариантами «Ланкастера» были тропические B.Mk I(FE) иB.Mk VJI(IE), позднее усиленные верхней средней турелью «Мартин» и кормовой FN82, обе с 12,7-мм пулеметами вместо 7, 7-мм, остававшихся к тому времени. Оба эти варианта были предназначены для «Сил Тигра», группы бомбардировщиков RAF сверхдалы iero действия, для бомбежек Японии, которая еще продолжала войну. Чтобы увеличить дальность самолета для этих действий, испытания проводились с большими «переметными» топливными баками (которые увеличивали запас топлива почти на 50%) с участием двух «Ланкастеров» Mk I. Эти самолеты летали в Индии на испытаниях в середине 1945 г. Это были не первые «Ланкастеры», которые использовались на Дальнем Востоке; два самолета летали в Индии в 1943 г. на тропических испытаниях и дополнительно летали с планерами «Хорса» и «Гамилкар», в соответствии со взглядами на применение планеров на Индо-Бирманском театре.
Другим типом самолета, предназначенным для «Сил Тигра», был «Линкольн» фирмы AVRo, значительно увеличенная версия «Ланкастера», совершивший первый полет в июне 1944 г., как «Ланкастер» Mk IV. Всего выпущено около 7300 «Ланкастеров», 3345 принимали подтвержденное у частие к боевых действиях, об интенсивности которых можно су-
дить потому, что с 1942 по 1945 г. было выполнено 156 000 боевых вылетов и сброшено 608 612 т бомб. Последние бомбардировки в войне были произведены «Ланкастерами» в апреле 1945 г. В апреле и мае «Ланкастеры» принимали участие в операции «Манна» - доставке по воздуху жизненно необходимого продовольствия жителям Дании, однако последней операцией «Ланкастеров» в войне было использование его в качестве транспортного для 74 000 военнопленных, которые вернулись в Соединенное Королевство в течение мая. Таким образом, военные перевозки, рассматривавшиеся как второстепенные для «Ланкастеров», начали серьезно изучаться в 1944 г., чтобы принести плоды к Дню Победы, но применены они были как основа для послевоенных транспортных конверсий, таких как «Ланкастриан» фирмы AVRo. После войны некоторое количество «Ланкастеров» использовалось ВМФ Франции, они эксплуатировались еще в 60-х годах. Развитие «Ланкастера» также продолжилось в транспортном самолете «Йорк» фирмы AVRo, в котором использовались крылья и двигатели «Ланкастера» плюс центральный киль в дополнение к двум боковым.
Как «Хендли Пейдж», так и AVRo проектировали весьма сходные самолеты, оснащенные четырьмя двигателями «Мерлин» фирмы «Роллс-Ройс»: НР56 превратился n I IP. 57 «Галифакс», а «Манчестер» - в «Манчестер» Mk III, позднее переименованный в «Ланкастер». «Галифакс» стал для RAF предпочтительным типом самолета: имеются факты, что Министерство авиации хотело предложить AVRo наладить производство «Галифаксов» у себя. В ответ AVRo заявила, что им проще и быстрее начать производство «Ланкастеров», поскольку’ для этого придется только немного переналадить линии производства «Манчестеров». Получилось, что «Ланкастер» производился в больших количествах и царствовал как наиболее эффективный самолет Бомбардировочного командования в этот период во многом благодаря его бомбовой нагрузке и универсальности. До конца войны было выпущено около 7300 этих самолетов, а в мае 1945 г. 56 эскадрилий были оснащены 745 машинами этого типа и еще 296 машин эксплуатировалось в подразделениях переподготовки.
«Ланкастер» унаследовал многие черты «Манчестера», фактически в прототипе, совершившем первый полет 9 января 1941 г., использовалось большое количество агрегатов «Манчестера» Mk 1. Позднее центральная и хвостовая секции фюзеляжа были coxpaнены (за исключением носовой, кормовой и средней пулеметных турелей), новыми были консоли крыла, приспособленные для размещения внешних двигателей. Трехкилевое оперение вскоре было заменено на двухкилевое, как и на «Манчестере» Mk IA.
Министерство авиации выпустило спецификацию на «новую» разработку AVRo (Lancaster I/PI) с требованиями крейсерской скорости 402 км/ч на высоте 4575 м и дальности полета 3218 км с 3405 кг бомб. Максимальная дальность задавалась 4827 км. Большой бомбовый отсек, унаследованный от «Манчестера», позволял использовать различные типы бомб, в том числе одну крупнейшую - бомбу большой мощности «Куки» массой 1814 кг. Показанные прототипом в ходе испытаний высокие летные данные заставили Министерство авиации уменьшить заказ на «Манчестеры» Mk I с 300 до 100, а заказ на «Ланкастеры» Mk I увеличить до 454 машин. Первый произведенный экземпляр совершил первый полет 31 октября 1941 г В сочельник 44-я эскадрилья RAF, базировавшаяся в Эддингтоне, стала первым подразделением, получившим четыре этих новых тяжелых бомбардировщика, а 3 марта
1942 г. вылетели на первую боевую операцию этого типа самолетов - постановку мин у острова Гельголанд. В ночь с 10 на 11 марта самолеты 44-й эскадрильи приняли участие в бомбардировке Эссена. Существование «Ланкастеров- публично не афишировалось, пока 17 августа 1942 г. 12 самолетов из 44-й и 97-й эскадрилий совершили дневной, без сопровождения налет на Аугсбург. Проходивший на малой высоте рейд имел своей целью нанесение удара по заводам дизельных двигателей для подводных лодок, но цена оказалась слишком высокой: семь самолетов были потеряны. Командиры эскадрилий Неттлтон и Шервуд за руководство операцией были награждены Крестом Виктории посмертно. Штаб британских ВВС;, понимая, что такие высокие потери не могут долго продолжаться, перешел к преимущественно ночным операциям. Более двух лег перед этим RAF проводили именно такие атаки.
Некоторые модификации «Ланкастера» доработали после начального периода эксплуатации: упразднили нижнюю стрелковую точку, существовавшую в первых версиях самолета, увеличили обзорный блистер бомбардира и запас горючего, более значительно изменили систему подвески бомб для подвески 3632-кг бомбы «Блокбастер».
Створки бомболюка сделали выпуклыми, а путем последующих внутренних переделок стала возможной подвеска 5448-кг бомбы. Максимальная бомбовая нагрузка «Ланкастера» была увеличена до 6350 кг. Введение всех этих изменений в конструкцию потребовало применения более мощных двигателей. Если первые Mk 1 были оснащены двигателями «Мерлин» XX, мощностью по 1390 л. с. (1037 кВт), то самолеты следующих модификаций имели «Мерлин» 24 мощностью 1610 л. с (1203 кВт), причем новый двигатель не требовал изменения конструкции самолета.
Забота о возможной нехватке двигателей «Мерлин» заставила создать модификацию «Ланкастер» Mk II. совершившую первый полет в ноябре 1941 г. Она отличалась от Мк I оснащением более мощными двигателями, звездо-образными «Геркулесами» фирмы «Бристоль». В общей сложности построили 301 Mk II, но их скорость и практический потолок были на уровне Mk I, а их большее лобовое сопротивление и расхол горючего сводили на нет превосходство в мощности. Когда поставки «Мерлинов» стали гарантированными, эксперимент с Mk И закончился. Последний «Ланкастер» Mk II летал в 514-й эскадрилье 23 сентября 1944 г.
Проблему снабжения двигателями удалось решить путем развертывания производства «Мерлинов» за океаном. В августе 1942 г. «Ланкастер» Mk III был снабжен двигателями «Паккард-Мерлин», американского производства, хотя во многих других отношениях был идентичен Mk I. Фактически (эго не было тайной) Mk I переоснащались «Паккардами» в эксплуатации, (таким образом превращаясь в Mk II - доработанную модификацию).
Оборонительное вооружение самолета также было в центре внимания. Рассматривались различные варианты замены средней верхней т\'рели «Фраш-Назер», на некоторых самолетах применялась кормовая турель «Роуз-Райс», вооруженная спаркой 12,7-мм пулеметов «Браунинг», вместо счетверенного 7,7-мм пулемета. Ближе к концу войны некоторые самолеты были оснащены ТАНП (турелью с автоматической наводкой пулеметов) в задней части фюзеляжа. Под кодовым названием «Виледж Инн» она включала в себя небольшую РЛС для автоматической наводки и спарку 12,7-мм пулеметов «Браунинг*.
Только истребители «Харрикейн» и «Спитфайр» были построены в ходе Второй мировой войны в количествах, больших чем «Ланкастер» (еще до середины 1943 г. производство «Галифакса» было больше, чем «Ланкастера»). К концу 1942 г. 91 «Ланкастер» в месяц производился пятью предприятиями в Британии (AVRo, «Метрополитен-»Виккерс», «Виккерс Армстронг», «Ос-тин-Моторс» и «Армстронг Уитворт»), и планировалось развернуть производство в Канаде «Ланкастера Мк X, на авиационных заводах «Виктори» в Мэлтоне (провинция Онтарио). По существу это был Mk III; первый из этих самолетов прибыл в Британию в сентябре 1943 г., многие его потомки летали в канадских частях бомбардировочного командования.
С середины 1942 г. до Дня Победы «Ланкастер» был главным оружием Бомбардировочного командования RAF в ночных налетах на цели в Германии. В марте 1943 г.. во время битвы за Рур. внимание было сфокусировано на индустриальных центрах этого региона: такие города, как Гамбург и Берлин. Вскоре тоже попали в список целей. В начале 1944 г. линии связи в Северной Франции бомбили при подготовке к «дню Д» высадки, «Ланкастеры» уничтожали тактические цели, поддерживая наземные войска союзников, действовавших на побережье.
Дпя того чтобы хоть немного уменьшить опасность для атлантических конвоев, стоянки немецких подводных лодок и порты подвергались бомбардировкам эскадрильями бомбардировщиков. Статистика тех лет показывает. как «Ланкастеры» вносили свою лепту; с июля на каждый потерянный в операции «Ланкастер» приходилось 132 тонны сброшенных бомб. Для сравнения приведем результаты других четырехмоторных «тяжеловесов» Бомбардировочного командования: 56 тонн приходилось на каждый «Галифакс» и 11041 тонне на каждый «Стирлинг». Некоторые самолеты выполнили более сотни успешных вылетов.
Многие специальные операции производились с использованием возможностей «Ланкастеров» к переоборудованию. Возможно, лучше всего известны их рейды на ряд дамб в Западной Германии в ночь с 1бна 17мая 1943г. (операция «Частис»), Модифицированные самолеты 617-й эскадрильи, вооруженные 4196-кг минами, достигли цели, пробив бреши в двух дамбах из трех, атакованных в смелом полете на малой высоте. Так подрывалась про-
мышленная мощь Рура, и, кроме этого, обеспечивались потрясающая пропаганда и моральное превосходство союзников.
В 1944 г. «Ланкастеры» 617-й эскадрильи выполняли рейды с использованием обтекаемой 5448-кг бомбы «Толлбой» на Сомюрский железнодорожный тоннель, а 9-я эскадрилья - на германский линкор «Тирпиц». Дальнейшие налеты на корабль достигли полного успеха, корабль перевернулся вверх килем 12 ноября. Со многих модифицированных самолетов снимали верхние турели для сохранения веса.
Самой тяжелой бомбой, которую несли «-Ланкастеры», был 9988-кг •Грэнд Слэм*. Один из бомбардировщиков, специально модернизированный для этой гигантской бомбы, имел максимальный взлетный вес 32 688 кг против 25 878 кг у«Ланкастера» - прототипа. 13 марта 1945 г. Белефсльдский виадук был разрушен в результате рейда, в ходе которого были сброшены бомбы «Толлбой» и один «Грэнд Слэм». Около 40 этих бомб было сброшено «Ланкастерами» на цели в Европе до конца войны.
Однако они были основным оружием не только главных сил Бомбардировочного командования, но и групп лидировщиков, где «Ланкастеры» тоже применялись и были хорошо известны. Первая операция группы лидировщиков была проведена в ночь с 18на 19августа 1942 г., когда «Ланкастеры» 83-й эскадрильи обозначили район цели во время рейда на Фленс-бург. В группе лидировщиков (позднее 8-й группе Бомбардировочного командования) «Ланкастеры» оснащались осветительными бомбами для обозначения целей и несли дополнительное навигационное и бомбардировочное оборудование, которыми управляли отдельные члены экипажей,
с помощью которого наводилась на цель основная масса самолетов. С августа многие из самолетов поздних выпусков (однако только те, что не имели выпуклых створок бомболюка) оснащались навигационным и прицельным радиолокатором H2S, размещенным в выпуклом обтекателе в нижней части фюзеляжа. Группа лидировщиков 635-й эскадрильи была в 1944 г. оснащена несколькими экземплярами «-Ланкастера» Mk VI; переделанный из Мк Ш, этот самолет был оснащен двигателями «Мерлин» 85 с двухскоростными, двухступенчатыми нагнетателями, значительно улучшавшими летные данные на высоте. Оборудование радиопротиводействия устанавливалось на этих машинах вместо снятых верхней и носовой турелей.
После «дня Д» «-Ланкастеры» не только продолжали свои ночные налеты на главные города Германии, но также помогали наземным войскам союзников бомбежками германских частей на позициях, в ходе тактических дневных рейдов около Каен (Caen). Одним из последних рейдов «Ланкастеров» в войне был дневной налет на ставку Гитлера в Брехтесгадене 25 апреля 1945 г.Последними вариантами «Ланкастера» были тропические B.Mk I(FE) иB.Mk VJI(IE), позднее усиленные верхней средней турелью «Мартин» и кормовой FN82, обе с 12,7-мм пулеметами вместо 7, 7-мм, остававшихся к тому времени. Оба эти варианта были предназначены для «Сил Тигра», группы бомбардировщиков RAF сверхдалы iero действия, для бомбежек Японии, которая еще продолжала войну. Чтобы увеличить дальность самолета для этих действий, испытания проводились с большими «переметными» топливными баками (которые увеличивали запас топлива почти на 50%) с участием двух «Ланкастеров» Mk I. Эти самолеты летали в Индии на испытаниях в середине 1945 г. Это были не первые «Ланкастеры», которые использовались на Дальнем Востоке; два самолета летали в Индии в 1943 г. на тропических испытаниях и дополнительно летали с планерами «Хорса» и «Гамилкар», в соответствии со взглядами на применение планеров на Индо-Бирманском театре.
Другим типом самолета, предназначенным для «Сил Тигра», был «Линкольн» фирмы AVRo, значительно увеличенная версия «Ланкастера», совершивший первый полет в июне 1944 г., как «Ланкастер» Mk IV. Всего выпущено около 7300 «Ланкастеров», 3345 принимали подтвержденное у частие к боевых действиях, об интенсивности которых можно су-
дить потому, что с 1942 по 1945 г. было выполнено 156 000 боевых вылетов и сброшено 608 612 т бомб. Последние бомбардировки в войне были произведены «Ланкастерами» в апреле 1945 г. В апреле и мае «Ланкастеры» принимали участие в операции «Манна» - доставке по воздуху жизненно необходимого продовольствия жителям Дании, однако последней операцией «Ланкастеров» в войне было использование его в качестве транспортного для 74 000 военнопленных, которые вернулись в Соединенное Королевство в течение мая. Таким образом, военные перевозки, рассматривавшиеся как второстепенные для «Ланкастеров», начали серьезно изучаться в 1944 г., чтобы принести плоды к Дню Победы, но применены они были как основа для послевоенных транспортных конверсий, таких как «Ланкастриан» фирмы AVRo. После войны некоторое количество «Ланкастеров» использовалось ВМФ Франции, они эксплуатировались еще в 60-х годах. Развитие «Ланкастера» также продолжилось в транспортном самолете «Йорк» фирмы AVRo, в котором использовались крылья и двигатели «Ланкастера» плюс центральный киль в дополнение к двум боковым.
автор: gunsturu