Когда прототип самолета «Бэттл» фирмы «Фейри» полетел 10 марта 1936 г., он показал значительное превосходство в летных данных над «Хартом» фирмы «Хоукер», для замены которого его спроектировали. Через три года после начала Второй мировой войны 11AF, как и люфтваффе на опыте 10-87 «Штука», стало совершенно ясно, что эти самолеты могуг успешно действовать только в условиях достижения полного превосходства в воздухе.
Спроектированный Марселем Лобелем дневной бомбардировщик «Фейри*, как он назывался вначале, появился как выполнение компанией спецификации Р.27/32 на двухместный одномоторный бомбардировщик-моноплан, способный нести 454 кг бомб на 1609 км со скоростью 322 км/ч.
«Бэттлы» Мк I из 218-й эскадрильи понесли тяжелые потери в ходе немецкого вторжения во Францию в мае 1940 г. Уцелевшие, такие как серийный номер К9324 (в центре), позже использовались на заморских территориях как часть имперской системы обучения.
Эти летные данные были достигнуты «Фейри Эркрафт», которая конкурировала с конструкциями «Армстронг Уитвор т», «Бристоль» и «Хоукер», но только первый - AW.29 смог соперничать с прототипом «Фейри» в получении заказа. Победа «Фейри» в тендере была убедительной, но первый контракт па производство 155 машин по спецификации Р.23/35 заключили в 1935 г.. даже до полета проготипа. «Бэттл» создавался на экипаж из трех человек: пилота, бомбардира-наблюдателя и стрелка-радиста. Первый произведенный самолет построили, как и прототип, в Хейсе и облегали на Главном западном аэродроме (сейчас - часть аэропорта Хитроу) 14 апреля 1937 г. Он показал на испытаниях следующие летные данные, скорость 391 км/ч на высоте 4940 м; дальность полета 1690 км при полете с максимальной бомбовой нагрузкой.
Второй и последующие производившиеся самолеты сходили с производственных линий нового, специально построенного завода в Хитон Чепе-ле (Стокпорт), и для установки на «Бэттл» «Роллс-Ройс» предоставила свой знаменитый двигатель «Мерлин» I мощностью 1030 л. с. (768 кВт), которым оснастили первые 136 самолетов, построенных «Фейри».
Конструкция самолета из легких сплавов с работающей обшивкой разрабатывалась «Фейри» впервые, и «Бэттл» обещал быть достаточно прочным. В основном это обеспечило ему популярность у пилотов-испытателей Центра испытаний самолетов и вооружения в Мартлешам Хит и Королевском авиационном исследовательском центре в Фарнборо: они отмечали, что летать на самолете очень приятно, но руль высоты тяжел при взлете; в других случаях в Фарнборо отмечали, что руль высоты слишком легок на малых скоростях. Силовую установку признали «безвредной», но условия ее работы вызывали некоторую критику: в просторной и удобной, с приемлемым
обзором вперед пилотской кабине было очень жарко. Задний стрелок за пилотом имел свои проблемы: защитный экран спроектировали плохо, и он отражал набегающий поток воздуха прямо ему в лицо, соответственно и обзор назад оценили как «плохой».
В конце 1937 г. «Фейри» построила 85 «Бэттлов», и первой эскадрильей, получившей новые бомбардировщики, была 63-я из Апвуда (Хантингдоншир), которая заменила свои «Ауды» фирмы «Хоукер». Другими эскадрильями, перевооруженными в этом года стали 52-я, 88-я, 105-я и 226-я.
По новым контрактам, заключенным на «Бэттлы», субконтракт на производство выдали «Остин Моторе» из Лонгбриджа (Бирмингем). Тем временем на последние 19 «Бэттлов» из первоначально заказанных «Фейри» 155 машин установили двигатели «Мерлин» II, ими комплектовались также самолеты, производимые фирмой «Остин». Первый «Бэттл», произведенный на заводе в Лонгбридже, полетел в июле 1938 г., а еще 29 собрали там до конца года. К марту следующего года «Остин» производила более 30 машин в месяц, но программа выпуска уже шла к концу. После производства «Остин» 60 «Бэттлов» производство их закончили и производственные линии перевели на выпуск двигателя «Мерлин» II.
К началу Второй мировой войны выпустили более 1000 «Бэттлов», а самолеты 226-й эскадрильи были первыми, вылетевшими во Францию как часть передовых ударных воздушных сил. Там стала явной неспособность «Бэттлов» защитить себя от атак вражеских истребителей. Несмотря на то что во время дневной разведки в сентябре 1940 г. один из атаковавших «Мес-сершмиттов* 109 сбили огнем стрелки «Бэттлов», легкие бомбардировщики несли тяжелые потери.
Когда период так называемой «странной войны» подошел к концу; эскадрильи «Бэттлов» бросили в бой 10 мая 1940 г., чтобы остановить наступавшие германские наземные войска. Без истребительного прикрыт ия, с высоты менее 100 метров, с бомбами замедленного действия «Бэттлы» попали под сильный огонь с земли, потеряв 13 из 32 самолетов, участвовавших в налете, остальные получили повреждения. На следующий день потеряли семь из восьми. 12 мая пять «Бэттлов» из 12-й эскадрильи полегели с экипажами добровольцев атаковать два жизненно важных моста через канал Альберта: после атаки через стену сильного огня с земли один мост серьезно повредили. потеряв все пять самолетов. Первый Крест Виктории в RAF получили посмертно, командир самолета Д. Е. Гарланд и его наблюдатель сержант Т. Грэй, которые возглавляли группу.
Очень тяжелыми погерями закончился вылет 14 мая: 35 из 63 «Бэттлов* не вернулись из налета на мосты и места скопления войск. Эти потери означали конец карьеры «Бэттла» как дневного бомбардировщика, а также его краткой службы в первой линии до конца 1940 г., когда самолет перевели на выполнение других задач. Наиболее важная из них - тренировочная: 100 самолетов построили с двойным управлением с отдельными кабинами, а также поставили 266 машин в варианте буксировщика мишеней.
Последними самолетами, произведенными «Остин*, были буксировщики мишеней, изготовленные 2 сентября 1940 г. Ими завершилось производство 2185 «Бэттлов», включая прототипы, из которых 1156 построила «Фейри», а 1029 - «Остин Моторе».
Канада использовала большое количество «Бэттлов» для тренировки и буксировки мишеней в соответствии с планом воздушных тренировок Содружества; первые поступили RCAF в Камп Борден в августе 1939 г. Они были первыми из 739 построенных самолетов. Всего, включая семь машин да изучения конструкции. RAAF получили четыре «Бэттла» британской постройки и собрали 360 в Австралии, включая 30 буксировщиков мишеней; другие экспорт ные поставки: в Бельгию (16), Турцию (29), Южную Африку (несколько) и Ирландию, где самолеты RAF, которые базировались в Ватер-форде, интернировали и их включили в Воздушный корпус.
Некоторое количество «Бэттлов» использовалось для испытаний различных двигателей, таких как «Даггер» и «Сэйбр» фирмы «Нэпир»: «Геркулес» и «Таурус» фирмы «Бристоль»; «Экс» и «Мерлин» XII фирмы «Роллс-Ройс»; «Принс» фирмы «Фейри». Друтие «Бэттлы» использовмись для испытаний различных видов винтов.
Спроектированный Марселем Лобелем дневной бомбардировщик «Фейри*, как он назывался вначале, появился как выполнение компанией спецификации Р.27/32 на двухместный одномоторный бомбардировщик-моноплан, способный нести 454 кг бомб на 1609 км со скоростью 322 км/ч.
«Бэттлы» Мк I из 218-й эскадрильи понесли тяжелые потери в ходе немецкого вторжения во Францию в мае 1940 г. Уцелевшие, такие как серийный номер К9324 (в центре), позже использовались на заморских территориях как часть имперской системы обучения.
Эти летные данные были достигнуты «Фейри Эркрафт», которая конкурировала с конструкциями «Армстронг Уитвор т», «Бристоль» и «Хоукер», но только первый - AW.29 смог соперничать с прототипом «Фейри» в получении заказа. Победа «Фейри» в тендере была убедительной, но первый контракт па производство 155 машин по спецификации Р.23/35 заключили в 1935 г.. даже до полета проготипа. «Бэттл» создавался на экипаж из трех человек: пилота, бомбардира-наблюдателя и стрелка-радиста. Первый произведенный самолет построили, как и прототип, в Хейсе и облегали на Главном западном аэродроме (сейчас - часть аэропорта Хитроу) 14 апреля 1937 г. Он показал на испытаниях следующие летные данные, скорость 391 км/ч на высоте 4940 м; дальность полета 1690 км при полете с максимальной бомбовой нагрузкой.
Второй и последующие производившиеся самолеты сходили с производственных линий нового, специально построенного завода в Хитон Чепе-ле (Стокпорт), и для установки на «Бэттл» «Роллс-Ройс» предоставила свой знаменитый двигатель «Мерлин» I мощностью 1030 л. с. (768 кВт), которым оснастили первые 136 самолетов, построенных «Фейри».
Конструкция самолета из легких сплавов с работающей обшивкой разрабатывалась «Фейри» впервые, и «Бэттл» обещал быть достаточно прочным. В основном это обеспечило ему популярность у пилотов-испытателей Центра испытаний самолетов и вооружения в Мартлешам Хит и Королевском авиационном исследовательском центре в Фарнборо: они отмечали, что летать на самолете очень приятно, но руль высоты тяжел при взлете; в других случаях в Фарнборо отмечали, что руль высоты слишком легок на малых скоростях. Силовую установку признали «безвредной», но условия ее работы вызывали некоторую критику: в просторной и удобной, с приемлемым
обзором вперед пилотской кабине было очень жарко. Задний стрелок за пилотом имел свои проблемы: защитный экран спроектировали плохо, и он отражал набегающий поток воздуха прямо ему в лицо, соответственно и обзор назад оценили как «плохой».
В конце 1937 г. «Фейри» построила 85 «Бэттлов», и первой эскадрильей, получившей новые бомбардировщики, была 63-я из Апвуда (Хантингдоншир), которая заменила свои «Ауды» фирмы «Хоукер». Другими эскадрильями, перевооруженными в этом года стали 52-я, 88-я, 105-я и 226-я.
По новым контрактам, заключенным на «Бэттлы», субконтракт на производство выдали «Остин Моторе» из Лонгбриджа (Бирмингем). Тем временем на последние 19 «Бэттлов» из первоначально заказанных «Фейри» 155 машин установили двигатели «Мерлин» II, ими комплектовались также самолеты, производимые фирмой «Остин». Первый «Бэттл», произведенный на заводе в Лонгбридже, полетел в июле 1938 г., а еще 29 собрали там до конца года. К марту следующего года «Остин» производила более 30 машин в месяц, но программа выпуска уже шла к концу. После производства «Остин» 60 «Бэттлов» производство их закончили и производственные линии перевели на выпуск двигателя «Мерлин» II.
К началу Второй мировой войны выпустили более 1000 «Бэттлов», а самолеты 226-й эскадрильи были первыми, вылетевшими во Францию как часть передовых ударных воздушных сил. Там стала явной неспособность «Бэттлов» защитить себя от атак вражеских истребителей. Несмотря на то что во время дневной разведки в сентябре 1940 г. один из атаковавших «Мес-сершмиттов* 109 сбили огнем стрелки «Бэттлов», легкие бомбардировщики несли тяжелые потери.
Когда период так называемой «странной войны» подошел к концу; эскадрильи «Бэттлов» бросили в бой 10 мая 1940 г., чтобы остановить наступавшие германские наземные войска. Без истребительного прикрыт ия, с высоты менее 100 метров, с бомбами замедленного действия «Бэттлы» попали под сильный огонь с земли, потеряв 13 из 32 самолетов, участвовавших в налете, остальные получили повреждения. На следующий день потеряли семь из восьми. 12 мая пять «Бэттлов» из 12-й эскадрильи полегели с экипажами добровольцев атаковать два жизненно важных моста через канал Альберта: после атаки через стену сильного огня с земли один мост серьезно повредили. потеряв все пять самолетов. Первый Крест Виктории в RAF получили посмертно, командир самолета Д. Е. Гарланд и его наблюдатель сержант Т. Грэй, которые возглавляли группу.
Очень тяжелыми погерями закончился вылет 14 мая: 35 из 63 «Бэттлов* не вернулись из налета на мосты и места скопления войск. Эти потери означали конец карьеры «Бэттла» как дневного бомбардировщика, а также его краткой службы в первой линии до конца 1940 г., когда самолет перевели на выполнение других задач. Наиболее важная из них - тренировочная: 100 самолетов построили с двойным управлением с отдельными кабинами, а также поставили 266 машин в варианте буксировщика мишеней.
Последними самолетами, произведенными «Остин*, были буксировщики мишеней, изготовленные 2 сентября 1940 г. Ими завершилось производство 2185 «Бэттлов», включая прототипы, из которых 1156 построила «Фейри», а 1029 - «Остин Моторе».
Канада использовала большое количество «Бэттлов» для тренировки и буксировки мишеней в соответствии с планом воздушных тренировок Содружества; первые поступили RCAF в Камп Борден в августе 1939 г. Они были первыми из 739 построенных самолетов. Всего, включая семь машин да изучения конструкции. RAAF получили четыре «Бэттла» британской постройки и собрали 360 в Австралии, включая 30 буксировщиков мишеней; другие экспорт ные поставки: в Бельгию (16), Турцию (29), Южную Африку (несколько) и Ирландию, где самолеты RAF, которые базировались в Ватер-форде, интернировали и их включили в Воздушный корпус.
Некоторое количество «Бэттлов» использовалось для испытаний различных двигателей, таких как «Даггер» и «Сэйбр» фирмы «Нэпир»: «Геркулес» и «Таурус» фирмы «Бристоль»; «Экс» и «Мерлин» XII фирмы «Роллс-Ройс»; «Принс» фирмы «Фейри». Друтие «Бэттлы» использовмись для испытаний различных видов винтов.
автор: gunsturu