Экипажи, менявшие свои антикварные самолеты «Суордфиши» или бипланы «Альбакор» на «Барракуды» фирмы «Фейри», наверное, думали, что их новая «лошадка» значительно сложнее предыдущих. Более скоростная, чем ее предшественники, с убирающимся шасси и обзорным радаром, она появилась вообще-то случайно.
Самолеты «Барракуда» появилась в соответствии со спецификацией S.24/37, по которой шесть компаний («Бристоль», «Блэкберн», «Фейри», «Хоукер», «Виккерс» и «Уэстленд») подготовили проекты для тендера, а контракт на постройку двух прототипов в Хейсе получила «Фейри» в июле 1938 г. Первоначально выбрали 24-цилиндровый Х-образный двигатель «Роллс-Ройс» мощностью 1200 л. с. (895 кВт), но с прекращением работы по его созданию из предложенных дня -Барракуды» Mk I «Мерлинов», «Перегринов» и «Валте» выбрали 1300 л. с. (969 кВт) «Мерлин» 30.
Первый прототип полетел 7 декабря 1940 г. и отличался от последующих самолетов использованием хвостового оперения по типу «Альбакора» с размещением горизонтального оперения наверху фюзеляжа, но летные испытания показали, что щитки-закрылки Ферри - Янгмена при отрицательном угле отклонения вызывают возмущение воздушного потока, приводящее к бафтингу хвостового оперения, снижению эффективности рулей высоты и вибрациям на больших скоростях. В результате пришлось изменить конструкцию хвоста, подняв горизонтальное оперение на верхушку суженного киля.
Большие щитки-закрылки в нейтральном положении обеспечили увеличение площади крыла, а при взлете их отклонение на 20° увеличивало подъемную силу. В посадочной конфигурации они опускались, обеспечивая максимальное сопротивление, при атаках с пикирования закрылки устанавливались под отрицательным утлом в 30°. Испытания прототипа вскоре подтвердили огромное превосходство летных данных «Барракуды» над ее бипланными предшественниками: скорость 433 км/ч она развивала на высоте 2745 м в «чистой» конфигурации, с подвешенной торпедой скорость уменьшалась на 32 км/ч. При этих условиях прототип «Барракуды» имел скороподъемность 335 м/мин.
Приоритеты в конструировании истребителей и бомбардировщиков замедлили работу над прототипом, пока Адмиралтейство не договорилось с Министерством авиационной промышленности и не обеспечило полномасштабное производство самолета, необходимого Флоту Его Величества.
Второй прототип взлетел с новым хвостовым оперением 29 июня 1941 г., а в то же время первый прототип поступил в 778-ю эскадрилью дпя проведения испытаний на палубе авианосца «Викориез» 18-19 мая 1941 г., который вскоре возвратили на завод «Фейри» для переделки хвостового оперения. Оценку управляемости провели в Центре испытаний самолетов и вооружения в Боскомб Дауне в октябре того же года, но неудобство в обслуживании и соответствующие модификации затянули окончание работы до февраля 1942 г.
Здесь выявилась проблема, не решенная 'Барракудой» до самого конца службы, - ее перетяжеленность. Усиление конструкции, дополнительное оборудование, не включенное в первоначальную спецификацию, ухудшили взлетно-посадочные характеристики и скороподъемность. В результате за первыми 30 серийными самолетами последовали самолеты, известные кик «Барракуда» Mk II. имевшие уже 1640 л. с. (1223 кВт) двигатель «Мерлин» 32. обеспечивший 30%-ный прирост скорости по сравнению с предыдущим двигателем. В конструкции Мк И не было других изменений, но появился чегырехлопастный винт вместо трехлопастного на Мк JL
Мк II, заказанный в больших количествах, стал основным вариантом. и для его строительства подключились другие компании, в том числе «Блэкберн». «Боултон Пол» и «Уэстленд». К ноябрю 1941 г. из заказанных 1050 «Барракуд» «Уэстленд» построил только пять Mk I и 13 Мк II, после завершения заказа полностью (построено 232 машины ) фирма переключилась на производство самолета «Сифайр» фирмы «Супермарин».
«Барракуды», построенные «Блэкберном» и «Боултон Пол», начх'ш поступать в эксплуатацию весной 1943 г.; имели место и дополнительные заказы, некоторые из них аннулировали после окончания войны в Европе. Всего произвели 1688 Mk II плюс 30 Мк I и два прототипа.
«Барракуда» Mk III была приспособлена к установке нового обзорного радара в обтекателе под фюзеляжем. Первый прототип, переделанный из построенного «Боултон Пол* Mk II, совершил первый полет в начале 1943 г. Следующие заказы поступили в этом же году, а производство этого варианта началось в начале 1944 г. вместе с Mk II. Всего «Боултон Пол» и «Фейри» произвели 852 Мк П1.
Последний серийный вариант «Барракуды» - Mk V (Мк IV осталась нереализованным проектом). Возможная нехватка двигателей «Мерлин» в 1941 г. заставила конструкторов искать альтернативные решения, и решили попробовать поставить «Грифон» фирмы «Роллс-Ройс*. Инициативная разработка подвигалась медленно, и первый самолет с «Грифоном», переделанный из построенного «Фейри» Mk II, не мог полететь раньше 16 ноября 1944 г.
Производившаяся модификация «Барракуда» Mk V имела крыло увеличенного размаха с прямолинейными законцовками (в отличие от ранних моделей), увеличенную площадь киля для противодействия сильному вращательному моменту 2030 л. с. (1514 кВт) двигателя «Грифон» 37 и увеличенный запас топлива. Однако его производство было очень коротким, и из заказанных 140 Mk V только 30 были поставлены до конца войны, когда отменили все предыдущие заказы. Боевая жизнь «Барракуды» началась, когда 827-я эскадрилья получила 12 Mk И во время переформирования в Стреттоне (Чешир) 10 января 1943 г. Вместе с ним в следующем месяце переоснастили и 810-ю эскадрилью. а к январю 1944 г. было уже 12 эскадрилий, оснащенных «Барракудами». Первые боевые вылеты совершила 810-я эскадрилья с авианосца «Илластриес» в сентябре 1943 г.
«Барракуды» поддержали честь своей марки, когда 42 пикировщика атаковали германский линкор «Тирпиц» 3 апреля 1944 г., причинив ему тяжелые повреждения, и в дальнейшем чет ыре месяца атаковали эту цель.
Эскадрильи «Барракуд» с авианосца «Илластриес», 810-я и 847-я, участвовали в боях на тихоокеанском ТВД, поддерживая американских пикировщиков в атаках на японские укрепления на Суматре. «Барракуды» летали с небольших конвойных авианосцев на противолодочное патрулирование в европейских операциях, используя ракетные ускорители для короткого взлета. Многие эскадрильи расформировали вскоре после Дня Победы или переоснастили на другие самолеты и вскоре в большинстве эскадрилий последние «Барракуды» первой линии заменили на «Авенджеры» фирмы «Грумман» в 1953 г,
Mk V, не попавшие в первую линию, использовались 705-й, 744-й и
753-й эскадрильями для тренировок до 1950 г.
Самолеты «Барракуда» появилась в соответствии со спецификацией S.24/37, по которой шесть компаний («Бристоль», «Блэкберн», «Фейри», «Хоукер», «Виккерс» и «Уэстленд») подготовили проекты для тендера, а контракт на постройку двух прототипов в Хейсе получила «Фейри» в июле 1938 г. Первоначально выбрали 24-цилиндровый Х-образный двигатель «Роллс-Ройс» мощностью 1200 л. с. (895 кВт), но с прекращением работы по его созданию из предложенных дня -Барракуды» Mk I «Мерлинов», «Перегринов» и «Валте» выбрали 1300 л. с. (969 кВт) «Мерлин» 30.
Первый прототип полетел 7 декабря 1940 г. и отличался от последующих самолетов использованием хвостового оперения по типу «Альбакора» с размещением горизонтального оперения наверху фюзеляжа, но летные испытания показали, что щитки-закрылки Ферри - Янгмена при отрицательном угле отклонения вызывают возмущение воздушного потока, приводящее к бафтингу хвостового оперения, снижению эффективности рулей высоты и вибрациям на больших скоростях. В результате пришлось изменить конструкцию хвоста, подняв горизонтальное оперение на верхушку суженного киля.
Большие щитки-закрылки в нейтральном положении обеспечили увеличение площади крыла, а при взлете их отклонение на 20° увеличивало подъемную силу. В посадочной конфигурации они опускались, обеспечивая максимальное сопротивление, при атаках с пикирования закрылки устанавливались под отрицательным утлом в 30°. Испытания прототипа вскоре подтвердили огромное превосходство летных данных «Барракуды» над ее бипланными предшественниками: скорость 433 км/ч она развивала на высоте 2745 м в «чистой» конфигурации, с подвешенной торпедой скорость уменьшалась на 32 км/ч. При этих условиях прототип «Барракуды» имел скороподъемность 335 м/мин.
Приоритеты в конструировании истребителей и бомбардировщиков замедлили работу над прототипом, пока Адмиралтейство не договорилось с Министерством авиационной промышленности и не обеспечило полномасштабное производство самолета, необходимого Флоту Его Величества.
Второй прототип взлетел с новым хвостовым оперением 29 июня 1941 г., а в то же время первый прототип поступил в 778-ю эскадрилью дпя проведения испытаний на палубе авианосца «Викориез» 18-19 мая 1941 г., который вскоре возвратили на завод «Фейри» для переделки хвостового оперения. Оценку управляемости провели в Центре испытаний самолетов и вооружения в Боскомб Дауне в октябре того же года, но неудобство в обслуживании и соответствующие модификации затянули окончание работы до февраля 1942 г.
Здесь выявилась проблема, не решенная 'Барракудой» до самого конца службы, - ее перетяжеленность. Усиление конструкции, дополнительное оборудование, не включенное в первоначальную спецификацию, ухудшили взлетно-посадочные характеристики и скороподъемность. В результате за первыми 30 серийными самолетами последовали самолеты, известные кик «Барракуда» Mk II. имевшие уже 1640 л. с. (1223 кВт) двигатель «Мерлин» 32. обеспечивший 30%-ный прирост скорости по сравнению с предыдущим двигателем. В конструкции Мк И не было других изменений, но появился чегырехлопастный винт вместо трехлопастного на Мк JL
Мк II, заказанный в больших количествах, стал основным вариантом. и для его строительства подключились другие компании, в том числе «Блэкберн». «Боултон Пол» и «Уэстленд». К ноябрю 1941 г. из заказанных 1050 «Барракуд» «Уэстленд» построил только пять Mk I и 13 Мк II, после завершения заказа полностью (построено 232 машины ) фирма переключилась на производство самолета «Сифайр» фирмы «Супермарин».
«Барракуды», построенные «Блэкберном» и «Боултон Пол», начх'ш поступать в эксплуатацию весной 1943 г.; имели место и дополнительные заказы, некоторые из них аннулировали после окончания войны в Европе. Всего произвели 1688 Mk II плюс 30 Мк I и два прототипа.
«Барракуда» Mk III была приспособлена к установке нового обзорного радара в обтекателе под фюзеляжем. Первый прототип, переделанный из построенного «Боултон Пол* Mk II, совершил первый полет в начале 1943 г. Следующие заказы поступили в этом же году, а производство этого варианта началось в начале 1944 г. вместе с Mk II. Всего «Боултон Пол» и «Фейри» произвели 852 Мк П1.
Последний серийный вариант «Барракуды» - Mk V (Мк IV осталась нереализованным проектом). Возможная нехватка двигателей «Мерлин» в 1941 г. заставила конструкторов искать альтернативные решения, и решили попробовать поставить «Грифон» фирмы «Роллс-Ройс*. Инициативная разработка подвигалась медленно, и первый самолет с «Грифоном», переделанный из построенного «Фейри» Mk II, не мог полететь раньше 16 ноября 1944 г.
Производившаяся модификация «Барракуда» Mk V имела крыло увеличенного размаха с прямолинейными законцовками (в отличие от ранних моделей), увеличенную площадь киля для противодействия сильному вращательному моменту 2030 л. с. (1514 кВт) двигателя «Грифон» 37 и увеличенный запас топлива. Однако его производство было очень коротким, и из заказанных 140 Mk V только 30 были поставлены до конца войны, когда отменили все предыдущие заказы. Боевая жизнь «Барракуды» началась, когда 827-я эскадрилья получила 12 Mk И во время переформирования в Стреттоне (Чешир) 10 января 1943 г. Вместе с ним в следующем месяце переоснастили и 810-ю эскадрилью. а к январю 1944 г. было уже 12 эскадрилий, оснащенных «Барракудами». Первые боевые вылеты совершила 810-я эскадрилья с авианосца «Илластриес» в сентябре 1943 г.
«Барракуды» поддержали честь своей марки, когда 42 пикировщика атаковали германский линкор «Тирпиц» 3 апреля 1944 г., причинив ему тяжелые повреждения, и в дальнейшем чет ыре месяца атаковали эту цель.
Эскадрильи «Барракуд» с авианосца «Илластриес», 810-я и 847-я, участвовали в боях на тихоокеанском ТВД, поддерживая американских пикировщиков в атаках на японские укрепления на Суматре. «Барракуды» летали с небольших конвойных авианосцев на противолодочное патрулирование в европейских операциях, используя ракетные ускорители для короткого взлета. Многие эскадрильи расформировали вскоре после Дня Победы или переоснастили на другие самолеты и вскоре в большинстве эскадрилий последние «Барракуды» первой линии заменили на «Авенджеры» фирмы «Грумман» в 1953 г,
Mk V, не попавшие в первую линию, использовались 705-й, 744-й и
753-й эскадрильями для тренировок до 1950 г.
автор: gunsturu