Топливные баки на самолете
Самолет Sunderland имел три цилиндрических бака в корневой части консолей крыла, за передней кромкой. Внутренний вмещал 2405 л топлива, средний — 1477 л и внешний — 600 л. Позади них располагались два коробчатых бака, вмещавших 668 л (внешний) и 505 л (внутренний) топлива.
Двухпалубная компоновка
Перед входной дверью на нижней палубе размещались хранилища надувной лодки и якоря. Также там находилось рабочее место бомбардира. Позади располагалась каюта с откидными койками и столами. За ней была оборудована маленькая мастерская, а позади заднего редана располагался проход к месту хвостового стрелка. Верхняя палуба начиналась с просторной кабины экипажа, за которой, в районе мидель-шпангоута, размещался камбуз, а за ним следовал отсек вооружения.
Верхняя турель
На всех Mk II, за исключением нескольких первых машин, открытую верхнюю пулеметную установку К заменили турелью Frazer Nash FN.7, смещенной к правому борту. Эта турель была аналогична использовавшейся на самолете Blackburn Botha, и ее вооружение состояло из спаренного 7,7-мм пулемета.
Антенна радиокомпаса и радиоантенна
Антенна радиополукомпаса, закрытая каплевидным обтекателем, была расположена рядом с астрокуполом штурмана. Астрокупол использовался для ориентации по Солнцу и звездам с использованием старомодного секстанта. Высокая мачта радиоантенны в центре фюзеляжа, позади астрокупола, также использовалась для крепления сдвоенного ПВД.
Силовая установка
Sunderland раннего выпуска, как самолет на рисунке, были оснащены двигателями Bristol Pegasus XXII по 1010 л. с. (753 кВт), но с 35 машины стали устанавливать Pegasus XVIII мощностью по 1065 л. с. (794 кВт) с двухскоростными нагнетателями. На модификации Mk V устанавливались двигатели Pratt & Whitney Twin Wasp по 1200 л. с. (865 кВт), мощность которых позволила скомпенсировать увеличение массы планера.
Глубинные бомбы
Неэффективные 45-кг глубинные бомбы вскоре заменили 113-кг, снаряженными взрывчаткой Тогрех. Хранившиеся в отсеке вооружения позади крыла, бомбы перед сбросом с помощью электропривода выдвигались под крыло через откидные люки в бортах фюзеляжа.
Корпус
По сравнению с летающими лодками класса «Empire», на базе которых он был создан, Sunderland имел более обтекаемый корпус с задним реданом, переходившим в вертикальный киль. На Mk III был введен редан с обтекателем, снижавший сопротивление, но заставлявший лодку барсить (скакать) по воде.
РЛС
Большинство Sunderland Мк II были оборудованы РЛС ASV Мк II, что потребовало установки четырех вертикальных дипольных мачтовых антенн сверху фюзеляжа и 16 антенн излучателя на четырех горизонтальных мачтах по бортам хвостовой части фюзеляжа. Директор-ные антенны были установлены под крылом и над кабиной экипажа. Немцы, в конечном счете, разработали аппаратуру пр£ дупреждения, позволявшую обнаруживать излучение ASV Mk II (длина волны 1,5 м). В результате была создана РЛС ASV Мк III, на базе применявшейся Бомбардировочным командованием станции H2S.
Оборонительное вооружение самолета
Многочисленное оборонительное вооружение Sunderland, в состав которого, как считали в Люфтваффе, входила и 20-мм пушка, заставило немцев дать ему прозвище «Fliegende Stachelschwein» («Летающий дикобраз»). На самом деле, хотя в нескольких случаях одиноким Sunderland удавалось сбить несколько истребителей, 7,7-мм пулеметы, как правило, оказывались недостаточно эффективными, чтобы нанести серьезный вред атакующим.
Противообледенительная система
На большинстве Sunderland, за исключением ранних машин, на передних кромках крыла и хвостового оперения для борьбы с обледенением были установлены подвижные, «пульсирующие», резиновые накладки, приводимые с помощью пневматической системы.
Самолет Sunderland имел три цилиндрических бака в корневой части консолей крыла, за передней кромкой. Внутренний вмещал 2405 л топлива, средний — 1477 л и внешний — 600 л. Позади них располагались два коробчатых бака, вмещавших 668 л (внешний) и 505 л (внутренний) топлива.
Двухпалубная компоновка
Перед входной дверью на нижней палубе размещались хранилища надувной лодки и якоря. Также там находилось рабочее место бомбардира. Позади располагалась каюта с откидными койками и столами. За ней была оборудована маленькая мастерская, а позади заднего редана располагался проход к месту хвостового стрелка. Верхняя палуба начиналась с просторной кабины экипажа, за которой, в районе мидель-шпангоута, размещался камбуз, а за ним следовал отсек вооружения.
Верхняя турель
На всех Mk II, за исключением нескольких первых машин, открытую верхнюю пулеметную установку К заменили турелью Frazer Nash FN.7, смещенной к правому борту. Эта турель была аналогична использовавшейся на самолете Blackburn Botha, и ее вооружение состояло из спаренного 7,7-мм пулемета.
Антенна радиокомпаса и радиоантенна
Антенна радиополукомпаса, закрытая каплевидным обтекателем, была расположена рядом с астрокуполом штурмана. Астрокупол использовался для ориентации по Солнцу и звездам с использованием старомодного секстанта. Высокая мачта радиоантенны в центре фюзеляжа, позади астрокупола, также использовалась для крепления сдвоенного ПВД.
Силовая установка
Sunderland раннего выпуска, как самолет на рисунке, были оснащены двигателями Bristol Pegasus XXII по 1010 л. с. (753 кВт), но с 35 машины стали устанавливать Pegasus XVIII мощностью по 1065 л. с. (794 кВт) с двухскоростными нагнетателями. На модификации Mk V устанавливались двигатели Pratt & Whitney Twin Wasp по 1200 л. с. (865 кВт), мощность которых позволила скомпенсировать увеличение массы планера.
Глубинные бомбы
Неэффективные 45-кг глубинные бомбы вскоре заменили 113-кг, снаряженными взрывчаткой Тогрех. Хранившиеся в отсеке вооружения позади крыла, бомбы перед сбросом с помощью электропривода выдвигались под крыло через откидные люки в бортах фюзеляжа.
Корпус
По сравнению с летающими лодками класса «Empire», на базе которых он был создан, Sunderland имел более обтекаемый корпус с задним реданом, переходившим в вертикальный киль. На Mk III был введен редан с обтекателем, снижавший сопротивление, но заставлявший лодку барсить (скакать) по воде.
РЛС
Большинство Sunderland Мк II были оборудованы РЛС ASV Мк II, что потребовало установки четырех вертикальных дипольных мачтовых антенн сверху фюзеляжа и 16 антенн излучателя на четырех горизонтальных мачтах по бортам хвостовой части фюзеляжа. Директор-ные антенны были установлены под крылом и над кабиной экипажа. Немцы, в конечном счете, разработали аппаратуру пр£ дупреждения, позволявшую обнаруживать излучение ASV Mk II (длина волны 1,5 м). В результате была создана РЛС ASV Мк III, на базе применявшейся Бомбардировочным командованием станции H2S.
Оборонительное вооружение самолета
Многочисленное оборонительное вооружение Sunderland, в состав которого, как считали в Люфтваффе, входила и 20-мм пушка, заставило немцев дать ему прозвище «Fliegende Stachelschwein» («Летающий дикобраз»). На самом деле, хотя в нескольких случаях одиноким Sunderland удавалось сбить несколько истребителей, 7,7-мм пулеметы, как правило, оказывались недостаточно эффективными, чтобы нанести серьезный вред атакующим.
Противообледенительная система
На большинстве Sunderland, за исключением ранних машин, на передних кромках крыла и хвостового оперения для борьбы с обледенением были установлены подвижные, «пульсирующие», резиновые накладки, приводимые с помощью пневматической системы.
автор: gunsturu