Як- 9
Первый год войны с фашистскими летчиками в воздухе выявил общий для всех советских самолетов недостаток – низкую энерговооруженность истребителей (Показатель рассчитывается как отношение мощности мотора к весу самолета). Это было причиной того, что советские машины уступали в бою Мессершмиттам Bf-109F и Bf-109G в вертикальных маневрах и скороподъемности.
Добиться улучшения показателя энерговооруженности можно было с помощью замены двигателя более мощным агрегатом, снижения полезной нагрузки или уменьшения веса конструкции. Снизить нагрузку на самолет можно было за счет уменьшения запасов горючего или снятия вооружения. Для облегчения веса устройства нужно было конструкцию из дерева заменить такой же металлической, но в годы тотального дефицита цветных металлов это сделать было труднее всего. Ситуация улучшилась лишь к концу 1942 года, появилась возможность использования алюминиевых сплавов в постройке некоторых моделей самолетов, самолет Як-9 вошел в их число.
При разработке самолета базовой моделью был взят Як-7Б с двигателем М-105 ПФ. В КБ тщательно исследовали данную модель с целью ревизии деревянных конструкций, которые предстояло заменить алюминиевыми. Было принято решение заменить деревянные силовые детали крыла, это мероприятие снижало вес самолета на 150 кг.
Вооружение истребителя включало в себя пушку и однокалиберный синхронный пулемет. Запас топлива немного увеличился, поле обзора из кабины пилота стало шире.
Серийно производить самолет начали в 1942 году. Машина имела отличные пилотажные свойства, во всех режимах полета была устойчивой и обладала великолепной маневренностью. Самолет превзошел предыдущие модели Як-1 и Як-7Б в скорости, скороподъемности и вертикальных маневрах. Самолет был гораздо боеспособнее, и мог сражаться с немецкими истребителями на равных.
В 1943 году советские самолеты стали демонстрировать свое преимущество в воздушных боях, появилась даже возможность узкой специализации боевых машин на тех или иных тактических операциях. Чаще всего такая специализация применялась на моделях Як-9.
Основной вариант самолета был вооружен пушкой ШВАК со 125 снарядами и двумя пулеметами УБС со 120 патронами на каждый ствол. В зависимости от предстоящего задания техники в полевых условиях могли ШВАК заменить моделью ВЯ-23 или НС-37, сняв при этом пулемет с правой стороны.
Самолеты Як-9 были самыми востребованными во всех советско-германских операциях. До середины 1944-го года модификаций ЯК-9 было выпущено больше, чем всех моделей остальных истребителей. Они были задействованы в боевых действиях на основных фронтах, вытеснив при этом своих предшественников Як-1 и Як-7Б.
Производство ЯК-9 на заводе №153 составляло 20 машин в день. Он входил в число последних, выпущенных во время войны истребителей и являлся одним из лучших.
Первый год войны с фашистскими летчиками в воздухе выявил общий для всех советских самолетов недостаток – низкую энерговооруженность истребителей (Показатель рассчитывается как отношение мощности мотора к весу самолета). Это было причиной того, что советские машины уступали в бою Мессершмиттам Bf-109F и Bf-109G в вертикальных маневрах и скороподъемности.
Добиться улучшения показателя энерговооруженности можно было с помощью замены двигателя более мощным агрегатом, снижения полезной нагрузки или уменьшения веса конструкции. Снизить нагрузку на самолет можно было за счет уменьшения запасов горючего или снятия вооружения. Для облегчения веса устройства нужно было конструкцию из дерева заменить такой же металлической, но в годы тотального дефицита цветных металлов это сделать было труднее всего. Ситуация улучшилась лишь к концу 1942 года, появилась возможность использования алюминиевых сплавов в постройке некоторых моделей самолетов, самолет Як-9 вошел в их число.
При разработке самолета базовой моделью был взят Як-7Б с двигателем М-105 ПФ. В КБ тщательно исследовали данную модель с целью ревизии деревянных конструкций, которые предстояло заменить алюминиевыми. Было принято решение заменить деревянные силовые детали крыла, это мероприятие снижало вес самолета на 150 кг.
Вооружение истребителя включало в себя пушку и однокалиберный синхронный пулемет. Запас топлива немного увеличился, поле обзора из кабины пилота стало шире.
Серийно производить самолет начали в 1942 году. Машина имела отличные пилотажные свойства, во всех режимах полета была устойчивой и обладала великолепной маневренностью. Самолет превзошел предыдущие модели Як-1 и Як-7Б в скорости, скороподъемности и вертикальных маневрах. Самолет был гораздо боеспособнее, и мог сражаться с немецкими истребителями на равных.
В 1943 году советские самолеты стали демонстрировать свое преимущество в воздушных боях, появилась даже возможность узкой специализации боевых машин на тех или иных тактических операциях. Чаще всего такая специализация применялась на моделях Як-9.
Основной вариант самолета был вооружен пушкой ШВАК со 125 снарядами и двумя пулеметами УБС со 120 патронами на каждый ствол. В зависимости от предстоящего задания техники в полевых условиях могли ШВАК заменить моделью ВЯ-23 или НС-37, сняв при этом пулемет с правой стороны.
Самолеты Як-9 были самыми востребованными во всех советско-германских операциях. До середины 1944-го года модификаций ЯК-9 было выпущено больше, чем всех моделей остальных истребителей. Они были задействованы в боевых действиях на основных фронтах, вытеснив при этом своих предшественников Як-1 и Як-7Б.
Производство ЯК-9 на заводе №153 составляло 20 машин в день. Он входил в число последних, выпущенных во время войны истребителей и являлся одним из лучших.
автор: gunsturu