Истребитель харрикейн
В июне 1936 г. в ответ на техническое задание министерства авиации Великобритании фирмой «Хоукер Эйркрафт» (Hawker Aircraft Ltd.) был разработан новый истребитель, впоследствии названный "Харрикейн" (Hurricane) (англ. - ураган). Это имя вполне подходило для самолета, который, по общепризнанному мнению военных историков, всегда нес на своих крыльях «мощные шторма сражений». Истребитель харрикейн участвуя в воздушных атаках и решая различные боевые задачи, с первых и до последних дней войны «харрикейны» всегда были на передней линии фронта.
Английские пилоты очень любили истребитель харрикейн, потому что они были мощными и прочными, обладали хорошей маневренностью и легкостью в управлении, и, что немаловажно, имели самую устойчивую платформу для вооружения из всех конструкций самолетов, существовавших в то время. Тем не менее, несмотря на все замечательные качества этих машин и значительный вклад в победу во Второй мировой войне, «харрикейны» все-таки не всегда получали ту оценку, которую они заслужили. Может быть, эти самолеты не были столь же фотогеничны, как «Супермарин Спитфайр», не были столь грозными, как «Мессершмитт Bf 109», не были столь быстрыми, как другие самолеты, но «харрикейны» были настоящими рабочими лошадками войны.
Это определение лучше всего характеризует не только способность машин достойно выносить тяжесть боя, но и говорит об эффективности атак этих истребителей. История сохранила немало интересных рассказов об этих самолетах. Усилиями летчиков, находившихся за штурвалам истребителя харрикейн, были одержаны многие важные победы в самой ожесточенной войне всех времен и народов. Без выносливого моноплана «Хоукер Харрикейн» (Hawker Hurricane) Великобритания просто не смогла бы выстоять во Второй мировой войне.
Первый прототип истребителя харрикейн, «K5083» впервые поднялся в воздух 6 ноября 1935 г. в Брукленде, а уже б июля 1936 г. «K5083» дебютировал на авиационном показе в Хендоне, где заслужил всеобщее одобрение публики.
Королевские военно-воздушные силы Великобритании получили первые «харрикейны» модели «K1548» в начале 1938 г. и сформировали из этих самолетов 111-ю эскадрилью, которая была расквартирована в Норхолте. Командовал эскадрильей майор авиации Джон Гиллан блестящий летчик, стремившийся выжать из самолета все, на что он способен.
10 февраля 1938 г. командир эскадрильи решил попробовать новый истребитель харрикейн в деле и совершил перелет по маршруту Норхолт-Тернхауз-Норхолт с целью убедиться в том, что "Харрикейн" может преодолеть расстояние в 526 км менее чем за один час. Сильный встречный ветер мешал Гиллану на всем протяжении пути, и он приземлился в Тернхаузе через час с лишним, показав среднюю скорость существенно меньшую, чем 450 км/ч. Летчик изначально планировал вернуться на авиабазу на следующий день, но по прибытии дозаправился, поднял свой истребитель харрикейн в воздух и взял обратный курс, надеясь на существенную помощь дувшего в спину» ветра. Так и произошло: "Харрикейн" Джона Гиллана приземлился в Норхолте уже через 48 минут после старта. Не принимая во внимание «вклад» попутного ветра в этот рекорд, министерство авиации объявило, что самолет развил среднюю скорость примерно 658 км/ч.
Эта новость одновременно очень удивила некоторых немецких экспертов и убедила большинство британцев в том, Королевские ВВС имеют на вооружении истребитель, развивающий скорость более 600 км/ч. Когда же сослуживцы Гиллана подробно ознакомились с обстоятельствами его полета, они дали своему командиру прозвище Подветренный, которое он носил до самого конца службы.
Истребитель харрикейн считался самолетом, которым легко управлять в воздухе. Летчик-испытатель Ролан Бимон по прозвищу Пчела, который в октябре 1939 г. приехал во Францию, чтобы вступить в 87-ю эскадрилью, налетав на Харрикейн 130 часов, сказал следующее:Для новичка"Харрикейн"очень мощная, но и предъявляющая к нему большие требования машина. У нее устойчивое шасси, она обладает хорошей маневренностью, легка в управлении, прекрасна в полете, с мощным двигателем и прекрасной гидравлической системой, все это создает атмосферу доверия между летчиком и самолетом, так что новичкам не приходится опасаться этого истребителя». 87-я истребительная эскадрилья была в числе тех соединений, которые были направлены во Францию, и Ролан Бимон вскоре принял участие в воздушных боях.
Во время атаки на группу немецких бомбардировщиков он особенно отмечал высокую маневренность своего истребителя: «Мы приблизились к немецким бомбардировщикам «Дорнье», и я подбил один самолет. Вдруг я заметил полосы как бы светящегося дождя, летевшие за моей машиной, это были трассирующие пули. По мне вел мощный огонь «Мессершмитт 110», летевший надо мной на близком расстоянии. Я не знал, что делать. Не думая ни о чем другом, кроме того, что я нахожусь под огнем истребителя, я, чтобы уйти от него, сделал самый крутой вираж, какой только мог сделать мой самолет. «Мессершмитт 110» исчез из моего поля зрения».
После поражения Франции бои переместились в небо Британии, и эскадрильи «харрикейнов» Королевских ВВС поднялись в воздух на защиту своего воздушного пространства. Без истребителя, созданного главным конструктором фирмы «Хоукер Эйркрафт» Сиднеем Кэм-мом, эта битва вряд ли могла быть выиграна. В среднем «харрикейны» составляли 2/3 от общего числа всех самолетов Королевских ВВС, при этом они сбили примерно такую же часть от 1733 германских самолетов, которые люфтваффе потеряли в небе Британии. К 30 октября 1940 г. командование Военно-воздушных сил Великобритании располагало 34 эскадрильями «харррикейнов», в составе которых находились одно канадское, два чешских и два польских подразделения.
Как было сообщено в оперативной сводке британского командования, 303-я польская эскадрилья в августе добилась наилучших результатов в боях с люфтваффе, сбив 127 немецких самолетов. Самый высокий результат в 303-й польской эскадрилье показал, однако, чешский летчик Йозеф Франтишек, который одержал 17 воздушных побед только за один сентябрь месяц. Лучший пилот польского подразделения разбился на своем «Харррикейне» 8 октября 1940 г. Всего в боях с люфтваффе погибли 267 летчиков Королевских ВВС.
Дэвид Деннис в составе 87-й эскадрильи воевал во Франции и в Британии, имеет на своем личном счету 21 сбитый самолет противника. Он летал на «спитфайрах» и «бофайтерах», принимал участие во многих военных операциях и дослужился до звания полковника авиации. В своей книге воспоминаний "Харрикейн" Дэвид Деннис с любовью и уважением отзывается об этих боевых машинах: Я долго воевал и убежден, что победа Британии в войне в значительной степени обусловлена участием истребителей "харрикейн". Далее он пишет: Хотя сегодня эти машины менее известны, чем «спитфайры», но именно они сбили больше вражеских самолетов, чем вся зенитная артиллерия, «спитфайры» и другие самолеты вместе взятые. Ветеран также вспоминает разговоры с бывшими летчиками люфтваффе, которые летали на бомбардировщиках. В беседе с ним они признавались, именно "харрикейны" были теми самыми самолетами, которых они больше всего боялись.
В июне 1936 г. в ответ на техническое задание министерства авиации Великобритании фирмой «Хоукер Эйркрафт» (Hawker Aircraft Ltd.) был разработан новый истребитель, впоследствии названный "Харрикейн" (Hurricane) (англ. - ураган). Это имя вполне подходило для самолета, который, по общепризнанному мнению военных историков, всегда нес на своих крыльях «мощные шторма сражений». Истребитель харрикейн участвуя в воздушных атаках и решая различные боевые задачи, с первых и до последних дней войны «харрикейны» всегда были на передней линии фронта.
Английские пилоты очень любили истребитель харрикейн, потому что они были мощными и прочными, обладали хорошей маневренностью и легкостью в управлении, и, что немаловажно, имели самую устойчивую платформу для вооружения из всех конструкций самолетов, существовавших в то время. Тем не менее, несмотря на все замечательные качества этих машин и значительный вклад в победу во Второй мировой войне, «харрикейны» все-таки не всегда получали ту оценку, которую они заслужили. Может быть, эти самолеты не были столь же фотогеничны, как «Супермарин Спитфайр», не были столь грозными, как «Мессершмитт Bf 109», не были столь быстрыми, как другие самолеты, но «харрикейны» были настоящими рабочими лошадками войны.
Английский Истребитель харрикейн
Это определение лучше всего характеризует не только способность машин достойно выносить тяжесть боя, но и говорит об эффективности атак этих истребителей. История сохранила немало интересных рассказов об этих самолетах. Усилиями летчиков, находившихся за штурвалам истребителя харрикейн, были одержаны многие важные победы в самой ожесточенной войне всех времен и народов. Без выносливого моноплана «Хоукер Харрикейн» (Hawker Hurricane) Великобритания просто не смогла бы выстоять во Второй мировой войне.
Первый прототип истребителя харрикейн, «K5083» впервые поднялся в воздух 6 ноября 1935 г. в Брукленде, а уже б июля 1936 г. «K5083» дебютировал на авиационном показе в Хендоне, где заслужил всеобщее одобрение публики.
Королевские военно-воздушные силы Великобритании получили первые «харрикейны» модели «K1548» в начале 1938 г. и сформировали из этих самолетов 111-ю эскадрилью, которая была расквартирована в Норхолте. Командовал эскадрильей майор авиации Джон Гиллан блестящий летчик, стремившийся выжать из самолета все, на что он способен.
10 февраля 1938 г. командир эскадрильи решил попробовать новый истребитель харрикейн в деле и совершил перелет по маршруту Норхолт-Тернхауз-Норхолт с целью убедиться в том, что "Харрикейн" может преодолеть расстояние в 526 км менее чем за один час. Сильный встречный ветер мешал Гиллану на всем протяжении пути, и он приземлился в Тернхаузе через час с лишним, показав среднюю скорость существенно меньшую, чем 450 км/ч. Летчик изначально планировал вернуться на авиабазу на следующий день, но по прибытии дозаправился, поднял свой истребитель харрикейн в воздух и взял обратный курс, надеясь на существенную помощь дувшего в спину» ветра. Так и произошло: "Харрикейн" Джона Гиллана приземлился в Норхолте уже через 48 минут после старта. Не принимая во внимание «вклад» попутного ветра в этот рекорд, министерство авиации объявило, что самолет развил среднюю скорость примерно 658 км/ч.
Эта новость одновременно очень удивила некоторых немецких экспертов и убедила большинство британцев в том, Королевские ВВС имеют на вооружении истребитель, развивающий скорость более 600 км/ч. Когда же сослуживцы Гиллана подробно ознакомились с обстоятельствами его полета, они дали своему командиру прозвище Подветренный, которое он носил до самого конца службы.
Истребитель харрикейн считался самолетом, которым легко управлять в воздухе. Летчик-испытатель Ролан Бимон по прозвищу Пчела, который в октябре 1939 г. приехал во Францию, чтобы вступить в 87-ю эскадрилью, налетав на Харрикейн 130 часов, сказал следующее:Для новичка"Харрикейн"очень мощная, но и предъявляющая к нему большие требования машина. У нее устойчивое шасси, она обладает хорошей маневренностью, легка в управлении, прекрасна в полете, с мощным двигателем и прекрасной гидравлической системой, все это создает атмосферу доверия между летчиком и самолетом, так что новичкам не приходится опасаться этого истребителя». 87-я истребительная эскадрилья была в числе тех соединений, которые были направлены во Францию, и Ролан Бимон вскоре принял участие в воздушных боях.
Истребители харрикейн в боевом строю
Во время атаки на группу немецких бомбардировщиков он особенно отмечал высокую маневренность своего истребителя: «Мы приблизились к немецким бомбардировщикам «Дорнье», и я подбил один самолет. Вдруг я заметил полосы как бы светящегося дождя, летевшие за моей машиной, это были трассирующие пули. По мне вел мощный огонь «Мессершмитт 110», летевший надо мной на близком расстоянии. Я не знал, что делать. Не думая ни о чем другом, кроме того, что я нахожусь под огнем истребителя, я, чтобы уйти от него, сделал самый крутой вираж, какой только мог сделать мой самолет. «Мессершмитт 110» исчез из моего поля зрения».
После поражения Франции бои переместились в небо Британии, и эскадрильи «харрикейнов» Королевских ВВС поднялись в воздух на защиту своего воздушного пространства. Без истребителя, созданного главным конструктором фирмы «Хоукер Эйркрафт» Сиднеем Кэм-мом, эта битва вряд ли могла быть выиграна. В среднем «харрикейны» составляли 2/3 от общего числа всех самолетов Королевских ВВС, при этом они сбили примерно такую же часть от 1733 германских самолетов, которые люфтваффе потеряли в небе Британии. К 30 октября 1940 г. командование Военно-воздушных сил Великобритании располагало 34 эскадрильями «харррикейнов», в составе которых находились одно канадское, два чешских и два польских подразделения.
Как было сообщено в оперативной сводке британского командования, 303-я польская эскадрилья в августе добилась наилучших результатов в боях с люфтваффе, сбив 127 немецких самолетов. Самый высокий результат в 303-й польской эскадрилье показал, однако, чешский летчик Йозеф Франтишек, который одержал 17 воздушных побед только за один сентябрь месяц. Лучший пилот польского подразделения разбился на своем «Харррикейне» 8 октября 1940 г. Всего в боях с люфтваффе погибли 267 летчиков Королевских ВВС.
Дэвид Деннис в составе 87-й эскадрильи воевал во Франции и в Британии, имеет на своем личном счету 21 сбитый самолет противника. Он летал на «спитфайрах» и «бофайтерах», принимал участие во многих военных операциях и дослужился до звания полковника авиации. В своей книге воспоминаний "Харрикейн" Дэвид Деннис с любовью и уважением отзывается об этих боевых машинах: Я долго воевал и убежден, что победа Британии в войне в значительной степени обусловлена участием истребителей "харрикейн". Далее он пишет: Хотя сегодня эти машины менее известны, чем «спитфайры», но именно они сбили больше вражеских самолетов, чем вся зенитная артиллерия, «спитфайры» и другие самолеты вместе взятые. Ветеран также вспоминает разговоры с бывшими летчиками люфтваффе, которые летали на бомбардировщиках. В беседе с ним они признавались, именно "харрикейны" были теми самыми самолетами, которых они больше всего боялись.
автор: gagarin