Як-1
В 1939 году постройка советских самолетов оказалась в критическом положении, ситуация оказалась такой из-за политических репрессий, которые распространялись и на ведущих конструкторов самолетов. Кроме того, для улучшения качества техники необходимо было применение современных технологий и материалов, а также иная организация производства и более развернутая экспериментальная отработка.
Но Советский Союз пока испытывал недостаток технологий и материалов для авиации, что хорошо было понятно в моторостроении. Покупка двигателей иностранного производства, широко практикуемая во всем мире, тоже была недоступна из-за обострившихся международных отношений. К тому же, ЦАГИ, созданный еще в 20-е годы, не был в состоянии обеспечить авиаразработчиков экспериментальным материалом, а новый пока не был построен.
Несовершенство советских самолетов к 1939 году стало бесспорным. Не хватало новых боевых машин, а те, которые имелись, не были доработаны и не прошли испытаний. Руководители страны совместно с наркоматом авиационной промышленности, учеными и военными специалистами провели два совещания, на которых была выработана концепция выхода из тупиковой ситуации и возрождения авиапромышленности в сжатые сроки. В рамках принятых решений было создано несколько новых конструкторских бюро, целью которых стала довольно напряженная и срочная работа по созданию новых самолетов.
Первым увидело свет техническое творение КБ А.С. Яковлева, довольно удачная разработка И-26, представленная к испытаниям в начале 1940 года. Самолет являлся свободнонесущим монопланом смешанной конструкции, хорошо подходившим для серийного производства. Он был снабжен двигателем М-105П, капот которого, изготовленный из съемных крышек из дюралюминия, занимал всю переднюю часть фюзеляжа. Моторама с фюзеляжем были ферменными, сваренными из труб в одно целое.
Верхний и нижний деревянные гаргроты зашиты фанерой. Стенки из фанеры имели и лонжероны, изготовленные из сосновых реек. Между лонжеронами размещалась дюралюминиевая ферма для крепления шасси. Крыло было обшито фанерой, закрепленной на казеиновом клее и шурупах, сверху его оклеивали миткалем и окрашивали. Дюралюминиевый каркас элеронов был обшит полотном. Им же на стрингерах была обтянута хвостовая часть по бокам.
Кабина летчика имела трехсекционный фонарь из плексигласа, сзади была защищена бронированной 8-миллиметровой спинкой.
На вооружении самолет имел 20-миллиметровую пушку ШВАК и два синхронных скорострельных пулемета ШКАС. Самолет выгодно отличался небольшим весом, простотой, удобством пилотирования и хорошей устойчивостью, впрочем, как и все модели этого КБ.
Сразу же после испытаний на машине доработали недостатки и запустили ее в серийное производство, присвоив ей марку ЯК-1. Самолет стал одним из базовых истребителей на советско-германских фронтах, в первые полтора года войны считается самым лучшим. С 1940 до 1944 года было произведено 8720 самолетов этой марки.
Истребитель объединял в себе высокие летные характеристики и удачно подобранное вооружение. Он превосходил во всех видах маневров и скорости лучший немецкий истребитель Мессершмитт Bf-109E. Однако производство «мессеров» тоже не стояло на месте, и с появлением новой модели Bf-109F с улучшенными летными характеристиками, ЯК-1 свое преимущество утратил.
Для улучшения показателей, двигатель заменили более сильным, в результате мощность истребителя заметно возросла, особенно в условиях боя на средней высоте.
Начиная с лета 1942 года, Як-1 выпускали с форсированным мотором М-105 ПФНа малых и средних высотах самолет не уступал немецким машинам Bf-109F и G в маневренности, но не в скороподъемности. На вооружении имел 20-миллиметровую пушку ШВАК с 220-ю патронами и 2 ШКАСа с 1500 патронами.
Во время серийного производства модификаций было выпущено несколько. Изменяли не только двигатель, но и вооружение. Два ШКАС заменили на один крупнокалиберный пулемет УБ. Были внесены изменения в аэродинамику, установлено радио и улучшен обзор из кабины пилота. Это позволяло непрерывно усиливать боевые показатели истребителя Як-1, который до конца войны стоял на вооружении в ВВС.
Як-1 с ВК-106 являлся модификацией серийного Як-1, оснащенного двигателем ВК-106-1ск с мощностью в 1350 л. с. Был вооружен одной пушкой ШВАК и одним пулеметом УБС. Внесенные изменения улучшали полетные качества, но плохая доводка двигателя стала препятствием на пути к серийному выпуску. Самолет так и остался в одном экземпляре.
Хотя Як-1 не был лишен недостатков, в военных частях машину любили за простоту и неприхотливость. В 1942 году 24 машины было направлено в единственный женский истребительный авиационный полк. Летчицы сбили на этих самолетах як-1 38 истребителей противника, хотя основную часть службы находились в рядах ПВО.
В 1939 году постройка советских самолетов оказалась в критическом положении, ситуация оказалась такой из-за политических репрессий, которые распространялись и на ведущих конструкторов самолетов. Кроме того, для улучшения качества техники необходимо было применение современных технологий и материалов, а также иная организация производства и более развернутая экспериментальная отработка.
Но Советский Союз пока испытывал недостаток технологий и материалов для авиации, что хорошо было понятно в моторостроении. Покупка двигателей иностранного производства, широко практикуемая во всем мире, тоже была недоступна из-за обострившихся международных отношений. К тому же, ЦАГИ, созданный еще в 20-е годы, не был в состоянии обеспечить авиаразработчиков экспериментальным материалом, а новый пока не был построен.
Несовершенство советских самолетов к 1939 году стало бесспорным. Не хватало новых боевых машин, а те, которые имелись, не были доработаны и не прошли испытаний. Руководители страны совместно с наркоматом авиационной промышленности, учеными и военными специалистами провели два совещания, на которых была выработана концепция выхода из тупиковой ситуации и возрождения авиапромышленности в сжатые сроки. В рамках принятых решений было создано несколько новых конструкторских бюро, целью которых стала довольно напряженная и срочная работа по созданию новых самолетов.
Первым увидело свет техническое творение КБ А.С. Яковлева, довольно удачная разработка И-26, представленная к испытаниям в начале 1940 года. Самолет являлся свободнонесущим монопланом смешанной конструкции, хорошо подходившим для серийного производства. Он был снабжен двигателем М-105П, капот которого, изготовленный из съемных крышек из дюралюминия, занимал всю переднюю часть фюзеляжа. Моторама с фюзеляжем были ферменными, сваренными из труб в одно целое.
Верхний и нижний деревянные гаргроты зашиты фанерой. Стенки из фанеры имели и лонжероны, изготовленные из сосновых реек. Между лонжеронами размещалась дюралюминиевая ферма для крепления шасси. Крыло было обшито фанерой, закрепленной на казеиновом клее и шурупах, сверху его оклеивали миткалем и окрашивали. Дюралюминиевый каркас элеронов был обшит полотном. Им же на стрингерах была обтянута хвостовая часть по бокам.
Кабина летчика имела трехсекционный фонарь из плексигласа, сзади была защищена бронированной 8-миллиметровой спинкой.
На вооружении самолет имел 20-миллиметровую пушку ШВАК и два синхронных скорострельных пулемета ШКАС. Самолет выгодно отличался небольшим весом, простотой, удобством пилотирования и хорошей устойчивостью, впрочем, как и все модели этого КБ.
Сразу же после испытаний на машине доработали недостатки и запустили ее в серийное производство, присвоив ей марку ЯК-1. Самолет стал одним из базовых истребителей на советско-германских фронтах, в первые полтора года войны считается самым лучшим. С 1940 до 1944 года было произведено 8720 самолетов этой марки.
Для улучшения показателей, двигатель заменили более сильным, в результате мощность истребителя заметно возросла, особенно в условиях боя на средней высоте.
Начиная с лета 1942 года, Як-1 выпускали с форсированным мотором М-105 ПФНа малых и средних высотах самолет не уступал немецким машинам Bf-109F и G в маневренности, но не в скороподъемности. На вооружении имел 20-миллиметровую пушку ШВАК с 220-ю патронами и 2 ШКАСа с 1500 патронами.
Во время серийного производства модификаций было выпущено несколько. Изменяли не только двигатель, но и вооружение. Два ШКАС заменили на один крупнокалиберный пулемет УБ. Были внесены изменения в аэродинамику, установлено радио и улучшен обзор из кабины пилота. Это позволяло непрерывно усиливать боевые показатели истребителя Як-1, который до конца войны стоял на вооружении в ВВС.
Як-1 с ВК-106 являлся модификацией серийного Як-1, оснащенного двигателем ВК-106-1ск с мощностью в 1350 л. с. Был вооружен одной пушкой ШВАК и одним пулеметом УБС. Внесенные изменения улучшали полетные качества, но плохая доводка двигателя стала препятствием на пути к серийному выпуску. Самолет так и остался в одном экземпляре.
Хотя Як-1 не был лишен недостатков, в военных частях машину любили за простоту и неприхотливость. В 1942 году 24 машины было направлено в единственный женский истребительный авиационный полк. Летчицы сбили на этих самолетах як-1 38 истребителей противника, хотя основную часть службы находились в рядах ПВО.
автор: gunsturu