В июле 1936 г. свой первый полет совершил биплан «Шорт S.23» (Short S.23), получивший известность как летающая лодка «Эмпайр» (Empire) класса «С», а 2 июня 1937 г. первый экземпляр нового авиалайнера под названием «Канопус» (Канопус - ярчайшая звезда в созвездии Киля, является навигационной) отправился из Саутгемптона в Дурбан, где вошел в парк воздушных судов компании «Империал Эйруэйз» (Imperial Airways).
Воздушные суда класса «С» имели названия, начинающиеся с буквы «С» английского алфавита: «Кавалер»,«Каледония», «Кальпурния», «Капелла», «Карибу», «Кассиопея», «Кастор», «Кентавр», «Корсар».
С июня 1937 г. летающие лодки компании «Империал Эйруэйз» регулярно выполняли рейсы по маршрутам Саутгемптон-Дурбан, Саутгемптон-Сид-ней. Самолеты были оснащены четырьмя радиальными двигателями «Бристоль Пегас» (Bristol Pegasus) мощностью 920 л. с., и могли развивать скорость до 260 км/ч, имея дальность полета в 1223 км. Эти машины могли взять на борт 1,5 т груза или почты, а салон был рассчитан на 17 пассажиров. Этот самолет был среди лучших по комфорту: пассажиры располагались в салоне первого класса, включающем две отдельные секции с удобными мягкими креслами, салон для прогулок и два туалета: для леди и джентльменов.
Изысканная еда готовилась в большой кухне: фуагра из гусиной печени, вареная лососина, жаркое из филе ягненка, персики «Мельба», блинчики в апельсиновом сиропе. К этим блюдам предлагался набор изысканных вин. Вечером самолет совершал посадку и пассажиры размещались на ночлег в пятизвездочных отелях. Иногда полет затягивался, поскольку летающие лодки были недостаточно мощными, чтобы летать на высотах, позволяющих им избегать капризов погоды.
Тем не менее, эти машины имели существенно лучшую конструкцию по сравнению с предыдущими моделями. С середины 1938-го по 1939 г.
полет до Дурбана занимал четыре с половиной дня, до Сингапура - пять с половиной дней, до Сиднея - четыре дня. Для сравнения: этот же маршрут, проделанный на самом быстром океанском лайнере, занимал три недели, а возвращение из Великобритании в Австралию обходилось в 274 фунта стерлингов (примерно 1100$), - на эту сумму в 1930-х гг. можно было купить небольшой дом.
Интересный эксперимент по доставке почты из Великобритании в Северную Америку был проделан в 1938 г. В эксперименте участвовала сплотка самолетов, состоящая из большой четырехмоторной летающей лодки «Майя» и маленького четырехмоторного поплавкового гидросамолета, получившего имя «Меркурий». 21 июля сплотка взлетела с реки Шеннон в Ирландии и отправилась в полет через Атлантику.
На борту «Меркурия», ведомого капитаном Д. К. Т. Беннетом, находилось полтонны почты. На высоте 500 м «Меркурий» отделился от «Майи» и взял курс на запад. Уже через 20 ч и 20 мин монреальцы читали английские газеты. Впоследствии «Меркурий» продемонстрировал еще большие возможности, пролетев без остановки от реки Оранжевой, в Южной Африке, до большого озера вблизи города Данди, Шотландия. Расстояние в 9640 км стало рекордом для гидросамолетов, который так и не был побит до начала XXI в.
Регулярные трансатлантические перелеты с использованием летающих лодок «Эмпайр» класса «С» были открыты 8 августа 1939 г., но после восьми рейсов воздушное сообщение было прервано в связи с началом Второй мировой войны. Самолеты были использован для военных нужд и продолжали летать до 1947 г., а когда таких машин осталось всего лишь несколько штук, они были сняты с полетов. К этому времени 42 летающие лодки «Эмпайр» в общей сложности преодолели расстояние почти в 61 142 000 км, причем флагман этой вздушной флотилии - «Канопус» пролетел порядка 4 505 200 км.
За десять лет службы эти надежные транспортные машины показали выдающиеся результаты и внесли значительный вклад в развитие коммерческой авиации.
Создавая транспортную летающую лодку, братья Эус-тас, Освальд и Горацио Шорт в то же время разрабатывали и военную модификацию этой машины, которой был присвоен индекс 5.25 и дано наименование «Сандерленд» (Sunderland). Самолет «S.25» впервые поднялся в воздух 16 октября 1937 г. и после испытаний поступил на вооружение армии Великобритании, где получил название «Сандерленд I» (Sunderland Мк. Г). К началу Второй мировой войны береговая охрана Королевских ВВС располагала 40 летающими лодками «Сандерленд». Эти машины осуществляли морскую разведку на удалении до 965 км от базы, но при отсутствии эффективных радаров полеты могли осуществляться только в дневное время. Королевские военно-воздушные силы Австралии констатировали, что на 17 июля 1940 г. летающие лодки «Сандерленд» были самыми эффективными патрульно-про-тиволодочными самолетами.
В декабре 1941 г. началось производство более эффективной модели - «Сандерленд Ш» (Sunderland Мк. III). У этой машины был изменен фюзеляж, увеличено вооружение и установлен радар для слежения за надводными кораблями. В 1943 г. на самолетах «Сандерленд Ш» были модернизированы радары, а также установлены глубинные бомбы с торпексом - более эффективным бризантным взрывчатым веществом.
30 июля 1943 г. три немецкие подводные лодки шли в надводном положении в Бискайском заливе, когда внезапно в воздухе появился «Сандерленд "С/"» 461-й эскадрильи Королевских военно-воздушных сил Австралии, ведомый капитаном авиации Дадли Мэрроу-сом.
Сам летчик так изложил ход событий в своем рапорте: «Субмарины замедлили ход и открыли заградительный огонь из зенитных орудий. Я принял единственное разумное решение: снизиться до предельно низкой высоты. Мы зашли на атаку, резко уклоняясь от шквального огня тридцати орудий трех субмарин. Шрапнель била по нашему фюзеляжу, как град. Как только впереди показались буруны от погружающейся субмарины, я сделал резкий вираж вверх и сбросил глубинные бомбы. Маневренность самолета существенно возросла». Семь бомб, сброшенных с летающей лодки, разнесли немецкие субмарины в клочья. После удачной атаки капитан Мэрроус увидел барахтающихся в воде моряков, развернулся и сбросил им надувную резиновую лодку.
10 октября 1943 г. капитан Дадли Мэрроус был награжден крестом «За летные боевые заслуги». Это награждение последовало всего через три дня после того, как он был представлен к ордену «За боевые заслуги». Обе награды были им вполне заслужены за отличные боевые действия при ликвидации военных кораблей противника. Все три германские субмарины были потоплены летающей лодкой «Сандерленд».
Воздушные суда класса «С» имели названия, начинающиеся с буквы «С» английского алфавита: «Кавалер»,«Каледония», «Кальпурния», «Капелла», «Карибу», «Кассиопея», «Кастор», «Кентавр», «Корсар».
С июня 1937 г. летающие лодки компании «Империал Эйруэйз» регулярно выполняли рейсы по маршрутам Саутгемптон-Дурбан, Саутгемптон-Сид-ней. Самолеты были оснащены четырьмя радиальными двигателями «Бристоль Пегас» (Bristol Pegasus) мощностью 920 л. с., и могли развивать скорость до 260 км/ч, имея дальность полета в 1223 км. Эти машины могли взять на борт 1,5 т груза или почты, а салон был рассчитан на 17 пассажиров. Этот самолет был среди лучших по комфорту: пассажиры располагались в салоне первого класса, включающем две отдельные секции с удобными мягкими креслами, салон для прогулок и два туалета: для леди и джентльменов.
Изысканная еда готовилась в большой кухне: фуагра из гусиной печени, вареная лососина, жаркое из филе ягненка, персики «Мельба», блинчики в апельсиновом сиропе. К этим блюдам предлагался набор изысканных вин. Вечером самолет совершал посадку и пассажиры размещались на ночлег в пятизвездочных отелях. Иногда полет затягивался, поскольку летающие лодки были недостаточно мощными, чтобы летать на высотах, позволяющих им избегать капризов погоды.
Тем не менее, эти машины имели существенно лучшую конструкцию по сравнению с предыдущими моделями. С середины 1938-го по 1939 г.
полет до Дурбана занимал четыре с половиной дня, до Сингапура - пять с половиной дней, до Сиднея - четыре дня. Для сравнения: этот же маршрут, проделанный на самом быстром океанском лайнере, занимал три недели, а возвращение из Великобритании в Австралию обходилось в 274 фунта стерлингов (примерно 1100$), - на эту сумму в 1930-х гг. можно было купить небольшой дом.
Интересный эксперимент по доставке почты из Великобритании в Северную Америку был проделан в 1938 г. В эксперименте участвовала сплотка самолетов, состоящая из большой четырехмоторной летающей лодки «Майя» и маленького четырехмоторного поплавкового гидросамолета, получившего имя «Меркурий». 21 июля сплотка взлетела с реки Шеннон в Ирландии и отправилась в полет через Атлантику.
На борту «Меркурия», ведомого капитаном Д. К. Т. Беннетом, находилось полтонны почты. На высоте 500 м «Меркурий» отделился от «Майи» и взял курс на запад. Уже через 20 ч и 20 мин монреальцы читали английские газеты. Впоследствии «Меркурий» продемонстрировал еще большие возможности, пролетев без остановки от реки Оранжевой, в Южной Африке, до большого озера вблизи города Данди, Шотландия. Расстояние в 9640 км стало рекордом для гидросамолетов, который так и не был побит до начала XXI в.
Регулярные трансатлантические перелеты с использованием летающих лодок «Эмпайр» класса «С» были открыты 8 августа 1939 г., но после восьми рейсов воздушное сообщение было прервано в связи с началом Второй мировой войны. Самолеты были использован для военных нужд и продолжали летать до 1947 г., а когда таких машин осталось всего лишь несколько штук, они были сняты с полетов. К этому времени 42 летающие лодки «Эмпайр» в общей сложности преодолели расстояние почти в 61 142 000 км, причем флагман этой вздушной флотилии - «Канопус» пролетел порядка 4 505 200 км.
За десять лет службы эти надежные транспортные машины показали выдающиеся результаты и внесли значительный вклад в развитие коммерческой авиации.
Создавая транспортную летающую лодку, братья Эус-тас, Освальд и Горацио Шорт в то же время разрабатывали и военную модификацию этой машины, которой был присвоен индекс 5.25 и дано наименование «Сандерленд» (Sunderland). Самолет «S.25» впервые поднялся в воздух 16 октября 1937 г. и после испытаний поступил на вооружение армии Великобритании, где получил название «Сандерленд I» (Sunderland Мк. Г). К началу Второй мировой войны береговая охрана Королевских ВВС располагала 40 летающими лодками «Сандерленд». Эти машины осуществляли морскую разведку на удалении до 965 км от базы, но при отсутствии эффективных радаров полеты могли осуществляться только в дневное время. Королевские военно-воздушные силы Австралии констатировали, что на 17 июля 1940 г. летающие лодки «Сандерленд» были самыми эффективными патрульно-про-тиволодочными самолетами.
В декабре 1941 г. началось производство более эффективной модели - «Сандерленд Ш» (Sunderland Мк. III). У этой машины был изменен фюзеляж, увеличено вооружение и установлен радар для слежения за надводными кораблями. В 1943 г. на самолетах «Сандерленд Ш» были модернизированы радары, а также установлены глубинные бомбы с торпексом - более эффективным бризантным взрывчатым веществом.
30 июля 1943 г. три немецкие подводные лодки шли в надводном положении в Бискайском заливе, когда внезапно в воздухе появился «Сандерленд "С/"» 461-й эскадрильи Королевских военно-воздушных сил Австралии, ведомый капитаном авиации Дадли Мэрроу-сом.
Сам летчик так изложил ход событий в своем рапорте: «Субмарины замедлили ход и открыли заградительный огонь из зенитных орудий. Я принял единственное разумное решение: снизиться до предельно низкой высоты. Мы зашли на атаку, резко уклоняясь от шквального огня тридцати орудий трех субмарин. Шрапнель била по нашему фюзеляжу, как град. Как только впереди показались буруны от погружающейся субмарины, я сделал резкий вираж вверх и сбросил глубинные бомбы. Маневренность самолета существенно возросла». Семь бомб, сброшенных с летающей лодки, разнесли немецкие субмарины в клочья. После удачной атаки капитан Мэрроус увидел барахтающихся в воде моряков, развернулся и сбросил им надувную резиновую лодку.
10 октября 1943 г. капитан Дадли Мэрроус был награжден крестом «За летные боевые заслуги». Это награждение последовало всего через три дня после того, как он был представлен к ордену «За боевые заслуги». Обе награды были им вполне заслужены за отличные боевые действия при ликвидации военных кораблей противника. Все три германские субмарины были потоплены летающей лодкой «Сандерленд».
автор: gagarin