Сегодня соперничество на рынке истребителей обострилось как никогда раньше, так что шведскому военному самолету Gripen приходится противостоять сильному натиску американских F-16 и F/A-18, французского Rafale, российских истребителей семейства МиГ-29 и Су-27/30 и европейскому Typhoon, хотя в перспективе основным его соперником на внешнем рынке будет F-35.
Экспортный успех
На сегодняшний момент в активе Gripen четыре экспортных заказа.3 декабря 1999 года командование ВВС ЮАР объявило о подписании контракта с компанией «Saab-ВАе» (совместная компания на базе «Saab», ставшая затем «ВАЕ Systems», просуществовала до 2005 года, когда «Saab» вышла из проекта и стала продвигать Gripen самостоятельно), которым предусматривалась поставка в течение 2005—2012 годов 28 истребителей Gripen (заказ сократили до 26) и 24 учебно-тренировочных самолетов Hawk 120.
Чехия и Венгрия стали следующими покупателями шведского самолета истребителя — каждая из стран взяла по 14 самолетов в лизинг у шведских ВВС. Наконец, в 2008 году специалистам «Saab» удалось прорваться на азиатский рынок авиационной техники, получив от Королевских ВВС Таиланда заказ на истребители Gripen и самолеты ДРЛОиУ Saab S 100В Argus. По условиям контракта, в 2011 году Таиланду летчики начали переучивание на новую машину в 2010 году — подготовка была организована на территории Швеции. Причем 23 ноября 2010 года между Швецией и Таиландом был подписан второй контракт — еще на шесть истребителей.
Служба в Швеции
В конце 1980-х годов шведские ВВС располагали 26 эскадрильями, но после окончания холодной войны их количество стало быстро сокращаться. 13 декабря 1996 года шведский парламент объявил о решении еще раз сократить военный бюджет, что отразилось и на боевом составе национальных ВВС — отныне они должны были состоять из 13 боевых эскадрилий, включая 12 — с самолетами Gripen и одну — с модернизированными JA 37 Mod D Viggen.
Первым подразделением, получившим Gripen, стало авиакрыло F7, включающее в свой состав три эскадрильи, которые, как и все другие эскадрильи шведских ВВС, подразделяются по цветам: Gustaf Rod («красная», 1-я эскадрилья), Gustaf В1а («синяя», 2-я эскадрилья) и Gustaf Gul («желтая», 3-я эскадрилья). Первой состояния боеготовности достигла эскадрилья Gustaf Bla — 1 ноября 1997 года, за ней 30 декабря 1998 года последовала Gustaf Rod. В настоящее время самолеты Gripen составляют основу парка шведских ВВС, а в 2007 году было объявлено о том, что национальные ВВС будут иметь на вооружении только 100 самолетов Gripen C/D, остальные же машины (изначально были заказаны 204 самолета) будут предложены к продаже за рубеж или передаче в лизинг. По состоянию на 2010 год, на вооружении Королевских ВВС Швеции находились 138 самолетов Gripen. Кроме того, эксплуатация данных самолетов продолжается и в британской Школе подготовки летчи-ков-испытателей.
Super Gripen
В 2008 году специалисты «Saab» облетали Gripen Demo — модернизированный самолет, отличающийся более мощной — примерно на 20% — силовой установкой (использован двигатель F414G), новым шасси и увеличенной на 40% емкостью внутренних топливных баков. Благодаря более мощной силовой установке, самолет получил возможность выполнять сверхзвуковой крейсерский, без использования форсажной камеры, полет на скорости до 1,2М.
Фактически Gripen Demo представляет собой демонстратор технологий, на котором среди прочего намечено отработать бортовую РЛС с активной фазированной антенной решеткой и с электронным управлением лучом (АФАР с ЭУЛ). Многие технические решения, которые отрабатываются на Demo, будут затем реализованы в конструкции самолета Gripen NG (Next Generation), который, как объявлено в июне 2010 года, начнет поступать в шведские ВВС под обозначением JAS 39E/F с 2017 года.