Ла-150
Ла-150 –первый советский реактивный истребитель, разработанный ОКБ-301 под руководством С.А. Лавочкина. Впервые поднялся в небо в сентябре 1946 года. Работы по созданию машины начались еще в 1945 году в ОКБ-21 в городе Горький, было спроектировано два типа самолета, на которые планировалось установить трофейный двигатель Юнкерс ЮМО-004. Немецкий мотор считался наиболее подходящим, так как был мощным и хорошо доведенным. ТРД имел восьмиступенчатый компрессор, одноступенчатую турбину и шесть камер сгорания. Двигатель работал на керосине, но для его запуска необходим был бензин.
Одним новым вариантом летающей машины стал «150», легкий истребитель реданной схемы с одним двигателем, другим – тяжелый самолет «160», мотор у которого был размещен под крылом. Целью подобных экспериментов было максимальное увеличение скорости полета при ограниченных возможностях ТРД ЮМО-004Б.
В мае создали макет и начали разработку чертежей для изготовления истребителя, а также моделей для продувок в аэродинамических трубах ЦАГИ. Филиал ОКБ- 21 в Тушино не владел достаточными производственными мощностями для сборки полностью металлического прототипа, поэтому, его изготовление было перенесено на завод № 381, занимающийся выпуском Мигов-13. Предприятие обязали построить 5 самолетов «150».
В августе 1945 года завод начал выпускать реактивные истребители, работа конструкторов была полностью сосредоточена на моделях Ла-150 и И-250. Поскольку конструкция самолетов была более сложной, изготавливать их оказалось не так просто, как предыдущие модели. План выпуска Ла-150 перенесли на следующий год, в производстве остался только И-250. Была на заводе еще одна неувязка – срывался план по выпуску шасси для самолетов Лавочкина. Поэтому первый истребитель сошел с конвейера лишь в апреле 1946 года, а испытания начались лишь 11 сентября. Это был не первый реактивный истребитель в Советском Союзе, его опередили машины конструкторских бюро Микояна и Яковлева.
Осенью1946 года было приказано облетать и подготовить к праздничному параду, посвященному дню революции, 8 самолетов Лаг-150. На «праздничные» самолеты, чтобы не тратить время попусту, не устанавливали вооружение, бронеспинку и часть оборудования. В октябре началась подготовка к параду, в Раменское были доставлены истребители на специальных прицепах, пилоты-испытатели готовы были начинать полеты, но ноябрьский парад не состоялся из-за плохой погоды, и самолеты вернули обратно в ОКБ-301 для дооборудования и окончания заводских испытаний.
Однако в парадах истребитель, все же, участвовал – в первомайском 1947 года, в полетах над Красной площадью и в Тушинском военно-воздушном.
Таким образом, в течение трех лет после войны, советская авиация сумела сократить отставание в реактивной авиации, были углублены разработки в области аэродинамики, улучшено проектирование, значительно увеличена полетная скорость. Но пока реактивные истребители не смогли вытеснить машины с поршневым двигателем.
Ла-150 –первый советский реактивный истребитель, разработанный ОКБ-301 под руководством С.А. Лавочкина. Впервые поднялся в небо в сентябре 1946 года. Работы по созданию машины начались еще в 1945 году в ОКБ-21 в городе Горький, было спроектировано два типа самолета, на которые планировалось установить трофейный двигатель Юнкерс ЮМО-004. Немецкий мотор считался наиболее подходящим, так как был мощным и хорошо доведенным. ТРД имел восьмиступенчатый компрессор, одноступенчатую турбину и шесть камер сгорания. Двигатель работал на керосине, но для его запуска необходим был бензин.
Одним новым вариантом летающей машины стал «150», легкий истребитель реданной схемы с одним двигателем, другим – тяжелый самолет «160», мотор у которого был размещен под крылом. Целью подобных экспериментов было максимальное увеличение скорости полета при ограниченных возможностях ТРД ЮМО-004Б.
В мае создали макет и начали разработку чертежей для изготовления истребителя, а также моделей для продувок в аэродинамических трубах ЦАГИ. Филиал ОКБ- 21 в Тушино не владел достаточными производственными мощностями для сборки полностью металлического прототипа, поэтому, его изготовление было перенесено на завод № 381, занимающийся выпуском Мигов-13. Предприятие обязали построить 5 самолетов «150».
В августе 1945 года завод начал выпускать реактивные истребители, работа конструкторов была полностью сосредоточена на моделях Ла-150 и И-250. Поскольку конструкция самолетов была более сложной, изготавливать их оказалось не так просто, как предыдущие модели. План выпуска Ла-150 перенесли на следующий год, в производстве остался только И-250. Была на заводе еще одна неувязка – срывался план по выпуску шасси для самолетов Лавочкина. Поэтому первый истребитель сошел с конвейера лишь в апреле 1946 года, а испытания начались лишь 11 сентября. Это был не первый реактивный истребитель в Советском Союзе, его опередили машины конструкторских бюро Микояна и Яковлева.
Осенью1946 года было приказано облетать и подготовить к праздничному параду, посвященному дню революции, 8 самолетов Лаг-150. На «праздничные» самолеты, чтобы не тратить время попусту, не устанавливали вооружение, бронеспинку и часть оборудования. В октябре началась подготовка к параду, в Раменское были доставлены истребители на специальных прицепах, пилоты-испытатели готовы были начинать полеты, но ноябрьский парад не состоялся из-за плохой погоды, и самолеты вернули обратно в ОКБ-301 для дооборудования и окончания заводских испытаний.
Однако в парадах истребитель, все же, участвовал – в первомайском 1947 года, в полетах над Красной площадью и в Тушинском военно-воздушном.
Таким образом, в течение трех лет после войны, советская авиация сумела сократить отставание в реактивной авиации, были углублены разработки в области аэродинамики, улучшено проектирование, значительно увеличена полетная скорость. Но пока реактивные истребители не смогли вытеснить машины с поршневым двигателем.
автор: gunsturu