Ла-9
Ла-9 – одномоторный поршневой истребитель-моноплан, проект которого был составлен в ОКБ-301 (руководитель С.А.Лавочкин) в 1945-1946 годах. В производство был запущен в 1946 году в городе Горький, собирался практически до конца 1949 года. За годы выпуска с конвейера сошло 1882 боевых и учебных истребителя. На них был установлен один звездообразный двигатель АЩ-82, имеющий мощность 1870 л.с. Ла-9 относился к числу последних самолетов с поршневыми двигателями. На вооружении у машины было четыре 20-миллиметровые пушки.
От предыдущих моделей данная машина отличалась размерами, она была несколько больше их. В ней изменилась форма крыла, исчезли предкрылки, кабина пилота стала просторнее. Однако самым главным изменением стала полностью металлическая конструкция, исчезла деревянная обшивка крыльев и фюзеляжа. Значительное снижение веса повлияло на дальность полетов, она стала достигать 1735 км.
Все послевоенные годы истребитель состоял на вооружении воздушных войск Советского Союза, был снят с производства в1952 году в связи с появлением реактивных двигателей. Поставляли боевую машину в КНДР и Китай, там ее использовали до конца 50-х годов.
Ла-9 РД
С конца ноября 1947 года по январь 1948 года проходили испытания серийного Ла-9, на котором было установлено два автопульсирующих реактивных двигателя РД-13. Пилотом-испытателем был И.М.Дзюба. В самолете претерпела изменения не только система подачи топлива, но и были сняты бронеспинка и пушки НС-13, под лафетами уцелевших орудий было отведено место керосиновому баку. В результате переделок было отмечено возрастание скорости на 70 км/час. Пилот-испытатель указал на нарастание шума и вибрации при включении ПуВРД, снижение полетных характеристик, ухудшение маневренности. К тому же, ненадежной оказалась система запуска двигателей, снизилась дальность полета и качество управления самолетом.
Истребители принимали участие в праздничных парадах, на которых шумом и ревом производили довольно сильное впечатление на зрителей, обычно для выступления задействовали до 9 машин с ПуВРД. Особенно эффектно выглядели 9 истребителей на воздушном параде в Тушино летом 1947 года.
Весна 1946 года стала началом создания модели 130Р, на которую установили дополнительный ЖРД, им тогда снабжали многие истребители, несмотря на то, что мотор был неэкономичен и токсичен. Для размещения двигателя самолет пришлось перестроить. Бензиновый центральный бак заменили емкостью с азотной кислотой. Бак для керосина поместили между мотором АШ-83ФН и кабиной летчика
Чтобы обеспечить центровку, основной мотор передвинули на 17 см вперед, что потребовало видоизменения двигателей и капотов. Но запас продольной устойчивости оказался мал, это привело к необходимости увеличения площади хвостового оперения и замены на металлическую перкалевой обшивки рулей. Из-за увеличения веса хвостовой части понадобилось усиление ее опоры.
Летом 1946 года работы с моделью были приостановлены, так как были получены положительные результаты установки ТРД на другие модели самолетов и признаны недостатки ЖРД.
В том же 1946 году был создан самолет-истребитель «132», оборудованный двигателем М-93, что потребовало переделки маслорадиатора и всасывающего патрубка. Ожидалось увеличение скорости до 740 км/час и высоты подъема до 6,5 км, но двигатель надежд не оправдал.
Весной 1949 года на машину установили прибор, задача которого состояла в предупреждении больших перегрузок и предотвращении сваливания самолета в штопор.
На протяжении всего серийного выпуска истребитель совершенствовался, один из самолетов оборудовали автоматом переключения скоростей нагнетателя.
Ла-9 – одномоторный поршневой истребитель-моноплан, проект которого был составлен в ОКБ-301 (руководитель С.А.Лавочкин) в 1945-1946 годах. В производство был запущен в 1946 году в городе Горький, собирался практически до конца 1949 года. За годы выпуска с конвейера сошло 1882 боевых и учебных истребителя. На них был установлен один звездообразный двигатель АЩ-82, имеющий мощность 1870 л.с. Ла-9 относился к числу последних самолетов с поршневыми двигателями. На вооружении у машины было четыре 20-миллиметровые пушки.
От предыдущих моделей данная машина отличалась размерами, она была несколько больше их. В ней изменилась форма крыла, исчезли предкрылки, кабина пилота стала просторнее. Однако самым главным изменением стала полностью металлическая конструкция, исчезла деревянная обшивка крыльев и фюзеляжа. Значительное снижение веса повлияло на дальность полетов, она стала достигать 1735 км.
Все послевоенные годы истребитель состоял на вооружении воздушных войск Советского Союза, был снят с производства в1952 году в связи с появлением реактивных двигателей. Поставляли боевую машину в КНДР и Китай, там ее использовали до конца 50-х годов.
Ла-9 РД
С конца ноября 1947 года по январь 1948 года проходили испытания серийного Ла-9, на котором было установлено два автопульсирующих реактивных двигателя РД-13. Пилотом-испытателем был И.М.Дзюба. В самолете претерпела изменения не только система подачи топлива, но и были сняты бронеспинка и пушки НС-13, под лафетами уцелевших орудий было отведено место керосиновому баку. В результате переделок было отмечено возрастание скорости на 70 км/час. Пилот-испытатель указал на нарастание шума и вибрации при включении ПуВРД, снижение полетных характеристик, ухудшение маневренности. К тому же, ненадежной оказалась система запуска двигателей, снизилась дальность полета и качество управления самолетом.
Истребители принимали участие в праздничных парадах, на которых шумом и ревом производили довольно сильное впечатление на зрителей, обычно для выступления задействовали до 9 машин с ПуВРД. Особенно эффектно выглядели 9 истребителей на воздушном параде в Тушино летом 1947 года.
Весна 1946 года стала началом создания модели 130Р, на которую установили дополнительный ЖРД, им тогда снабжали многие истребители, несмотря на то, что мотор был неэкономичен и токсичен. Для размещения двигателя самолет пришлось перестроить. Бензиновый центральный бак заменили емкостью с азотной кислотой. Бак для керосина поместили между мотором АШ-83ФН и кабиной летчика
Чтобы обеспечить центровку, основной мотор передвинули на 17 см вперед, что потребовало видоизменения двигателей и капотов. Но запас продольной устойчивости оказался мал, это привело к необходимости увеличения площади хвостового оперения и замены на металлическую перкалевой обшивки рулей. Из-за увеличения веса хвостовой части понадобилось усиление ее опоры.
Летом 1946 года работы с моделью были приостановлены, так как были получены положительные результаты установки ТРД на другие модели самолетов и признаны недостатки ЖРД.
В том же 1946 году был создан самолет-истребитель «132», оборудованный двигателем М-93, что потребовало переделки маслорадиатора и всасывающего патрубка. Ожидалось увеличение скорости до 740 км/час и высоты подъема до 6,5 км, но двигатель надежд не оправдал.
Весной 1949 года на машину установили прибор, задача которого состояла в предупреждении больших перегрузок и предотвращении сваливания самолета в штопор.
На протяжении всего серийного выпуска истребитель совершенствовался, один из самолетов оборудовали автоматом переключения скоростей нагнетателя.
автор: gunsturu