Истребители-бипланы «Boeing» Семейство PW-9 и FB/F2B/F3B
После тщательного изучения конструкции трофейных самолетов Fokker D.VII специалисты «Boeing» спроектировали новый истребитель-биплан, на базе которого было создано целое семейство машин для Армии и ВМС США.
истребители-бипланы «Boeing» — яркие представители своей эпохи. Быстрые и маневренные, они могли оказаться сильными противниками в воздушном бою, но повоевать успели лишь в классическом голливудском «Кинг-Конге» 1933 года — группа Р-12 «сбила» гигантскую обезьяну с небоскреба «Empire State Building». И хотя зарубежные историки сосредоточились преимущественно на семействе Curtiss Hawk, основу парка авиакорпуса Армии США в 1930-е годы составляли различные бипланы, созданные в Сиэтле компанией, основанной Уильямом Боингом.
«Истребительный» опыт
До запуска в серийное производство PW-9 компания «Boeing» уже выпускала по лицензии истребитель Thomas-Morse. Работы по PW-9 (Boeing Model 15) компания начинала в инициативном порядке, первый полет самолет совершил
2 июня 1923 года — под управлением 1-го лейтенанта Фрэнка Тиндалла, прикомандированного к «Boeing». Самолет представлял собой одностоечный биплан, с крыльями неравного размаха. Силовой набор фюзеляжа — из сварных стальных труб, а крыльев — из древесины, с полотняной обшивкой. Самолет оснащался рядным двигателем Curtiss D-12 (литера «W» в названии самолета означала «с водяным охлаждением») мощностью 435 л. с. (324 кВт), а после заказа со стороны Армии США разработали улучшенный вариант D-12C.
Ф. Тиндалл смог развить на испытаниях максимальную скорость 250 км/ч, сразу после испытаний самолет был отправлен в Мак-Кук Филд, штат Огайо, где армейское командование организовало оценочные испытания этой машины наряду с самолетами Fokker XPW-7 и Curtiss XPW-8A. Результаты сравнительных испытаний оказались весьма многообещающими для «Boeing», вскоре командование Армии США заказало постройку еще двух самолетов, обозначенных XPW-9. Третий самолет незначительно отличался от предшественников, по его подобию были затем построены 30 серийных самолетов PW-9, заказанных в двух партиях в 1925 году.В целом авиакорпус Армии США получил 114 серийных истребителей PW-9.
Варианты PW-9B, PW-9C, PW-9D, PW-9F, ХР-4, ХР-7 и АТ-4 имели незначительные отличия, причем PW-9 стал последним принятым на вооружение Армии США самолетом, который обозначался «PW», в последующем истребители авиакорпуса Армии США обозначались только как «Р».
Флот проявляет интерес
Интерес к современным истребителям проявило и командование ВМС США, в итоге у «Boeing» был заказан истребитель, получивший обозначение FB. Первую машину FB-1 передали морской пехоте 1 декабря 1925 года. После поставки 10 самолетов FB-1, идентичных армейским PW-9, были заказаны два самолета, оснащенные рядными двигателями Packard 1А-1500 мощностью 510 л. с. (380 кВт) и посадочными гаками для эксплуатации на авианосцах. Данная модель получила обозначение FB-2 (Model 53). ВМС США также приобрели поплавковые варианты FB-3 (Model 55) и FB-4 (Model 54), последний оснащался звездообразным двигателем Wright Р-1 мощностью 450 л. с. (336 кВт). Наиболее же многочисленным стал вариант FB-5 (Model 67), заказанный в количестве 27 машин.
На базе спроектированного для авиакорпуса Армии США варианта PW-8 (Model 66) был создан вариант для ВМС, получивший обозначение Boeing F2B. Прототип XF2B-1 совершил первый полет 3 ноября 1926 года. ВМС заказали 32 серийных истребителя F2B-1, поставки которых начались 30 января 1928 года. Самолеты поступили на вооружение первых эскадрилий авианосной авиации — истребительной VF-1B и бомбардировочной VB-2B, приписанных
к авианосцу «Саратога» (CV-3), третьему авианосцу ВМС США, вошедшему в боевой состав флота в ноябре 1927 года. На базе эскадрильи VB-2B была создана первая пилотажная группа американских ВМС «Three Sea Hawks», причем в 1928 году коммандер Томлинсон на одном из самолетов группы, F2B-1, принял участие в Национальных авиагонках в Лос-Анджелесе. На базе F2B (Model 69) были созданы два экспортных варианта — для Бразилии и Японии.
Модернизированный F3B
Первым представителем семейства F3B стал созданный в инициативном порядке XF3B-1 (Model 74) в вариантах сухопутного базирования и поплавкового (с одним поплавком). Он совершил первый полет 2 марта 1927 года, но специалисты ВМС США посчитали, что новая машина ни в чем не превосходит уже существующие серийные истребители. Однако «Boeing» переработала машину и затем поставила 73 истребителя F3B-1 эскадрильям, приписанным к авианосцам «Лексингтон» (CV-2)и «Саратога». Самолет сильно отличался от предшественника, оснащался звездообразным двигателем Pratt & Whitney R-1340-80 Wasp мощностью 425 л. с. (317 кВт) и стал первым самолетом, на котором капотирование было выполнено с применением кольца Тауненда.
«Boeing» также построила прототипы ХР-15, F5B и F6B, а в конце 1920-х годов вложила значительные средства в разработку новых истребителей — Model 83 и 89. Наиболее существенным отличием были более мощные двигатели, обеспечивавшие высокие летные характеристики. Обе машины под обозначением XF4B-1 оценивались ВМС США, проложив дорогу знаменитым Р-12 и F4B.
После тщательного изучения конструкции трофейных самолетов Fokker D.VII специалисты «Boeing» спроектировали новый истребитель-биплан, на базе которого было создано целое семейство машин для Армии и ВМС США.
истребители-бипланы «Boeing» — яркие представители своей эпохи. Быстрые и маневренные, они могли оказаться сильными противниками в воздушном бою, но повоевать успели лишь в классическом голливудском «Кинг-Конге» 1933 года — группа Р-12 «сбила» гигантскую обезьяну с небоскреба «Empire State Building». И хотя зарубежные историки сосредоточились преимущественно на семействе Curtiss Hawk, основу парка авиакорпуса Армии США в 1930-е годы составляли различные бипланы, созданные в Сиэтле компанией, основанной Уильямом Боингом.
«Истребительный» опыт
До запуска в серийное производство PW-9 компания «Boeing» уже выпускала по лицензии истребитель Thomas-Morse. Работы по PW-9 (Boeing Model 15) компания начинала в инициативном порядке, первый полет самолет совершил
2 июня 1923 года — под управлением 1-го лейтенанта Фрэнка Тиндалла, прикомандированного к «Boeing». Самолет представлял собой одностоечный биплан, с крыльями неравного размаха. Силовой набор фюзеляжа — из сварных стальных труб, а крыльев — из древесины, с полотняной обшивкой. Самолет оснащался рядным двигателем Curtiss D-12 (литера «W» в названии самолета означала «с водяным охлаждением») мощностью 435 л. с. (324 кВт), а после заказа со стороны Армии США разработали улучшенный вариант D-12C.
Ф. Тиндалл смог развить на испытаниях максимальную скорость 250 км/ч, сразу после испытаний самолет был отправлен в Мак-Кук Филд, штат Огайо, где армейское командование организовало оценочные испытания этой машины наряду с самолетами Fokker XPW-7 и Curtiss XPW-8A. Результаты сравнительных испытаний оказались весьма многообещающими для «Boeing», вскоре командование Армии США заказало постройку еще двух самолетов, обозначенных XPW-9. Третий самолет незначительно отличался от предшественников, по его подобию были затем построены 30 серийных самолетов PW-9, заказанных в двух партиях в 1925 году.В целом авиакорпус Армии США получил 114 серийных истребителей PW-9.
Варианты PW-9B, PW-9C, PW-9D, PW-9F, ХР-4, ХР-7 и АТ-4 имели незначительные отличия, причем PW-9 стал последним принятым на вооружение Армии США самолетом, который обозначался «PW», в последующем истребители авиакорпуса Армии США обозначались только как «Р».
Флот проявляет интерес
Интерес к современным истребителям проявило и командование ВМС США, в итоге у «Boeing» был заказан истребитель, получивший обозначение FB. Первую машину FB-1 передали морской пехоте 1 декабря 1925 года. После поставки 10 самолетов FB-1, идентичных армейским PW-9, были заказаны два самолета, оснащенные рядными двигателями Packard 1А-1500 мощностью 510 л. с. (380 кВт) и посадочными гаками для эксплуатации на авианосцах. Данная модель получила обозначение FB-2 (Model 53). ВМС США также приобрели поплавковые варианты FB-3 (Model 55) и FB-4 (Model 54), последний оснащался звездообразным двигателем Wright Р-1 мощностью 450 л. с. (336 кВт). Наиболее же многочисленным стал вариант FB-5 (Model 67), заказанный в количестве 27 машин.
На базе спроектированного для авиакорпуса Армии США варианта PW-8 (Model 66) был создан вариант для ВМС, получивший обозначение Boeing F2B. Прототип XF2B-1 совершил первый полет 3 ноября 1926 года. ВМС заказали 32 серийных истребителя F2B-1, поставки которых начались 30 января 1928 года. Самолеты поступили на вооружение первых эскадрилий авианосной авиации — истребительной VF-1B и бомбардировочной VB-2B, приписанных
к авианосцу «Саратога» (CV-3), третьему авианосцу ВМС США, вошедшему в боевой состав флота в ноябре 1927 года. На базе эскадрильи VB-2B была создана первая пилотажная группа американских ВМС «Three Sea Hawks», причем в 1928 году коммандер Томлинсон на одном из самолетов группы, F2B-1, принял участие в Национальных авиагонках в Лос-Анджелесе. На базе F2B (Model 69) были созданы два экспортных варианта — для Бразилии и Японии.
Модернизированный F3B
Первым представителем семейства F3B стал созданный в инициативном порядке XF3B-1 (Model 74) в вариантах сухопутного базирования и поплавкового (с одним поплавком). Он совершил первый полет 2 марта 1927 года, но специалисты ВМС США посчитали, что новая машина ни в чем не превосходит уже существующие серийные истребители. Однако «Boeing» переработала машину и затем поставила 73 истребителя F3B-1 эскадрильям, приписанным к авианосцам «Лексингтон» (CV-2)и «Саратога». Самолет сильно отличался от предшественника, оснащался звездообразным двигателем Pratt & Whitney R-1340-80 Wasp мощностью 425 л. с. (317 кВт) и стал первым самолетом, на котором капотирование было выполнено с применением кольца Тауненда.
«Boeing» также построила прототипы ХР-15, F5B и F6B, а в конце 1920-х годов вложила значительные средства в разработку новых истребителей — Model 83 и 89. Наиболее существенным отличием были более мощные двигатели, обеспечивавшие высокие летные характеристики. Обе машины под обозначением XF4B-1 оценивались ВМС США, проложив дорогу знаменитым Р-12 и F4B.
автор: gunsturu