Ла-5 (ЛаГГ-5)
Однопилотный истребитель Ла-5 был создан в 1942 году в ОКБ-21, которое возглавлял опытный авиаконструктор С.А. Лавочкин. Боевой самолет являлся одноместным монопланом с закрытой кабиной, его каркас и лонжероны крыльев были выполнены из дерева.
Поскольку ЛаГГ-3 из-за низкой эффективности снимали с производства, перед конструкторами стояла задача разработать за небольшой промежуток времени модель боевой машины, которая смогла бы стать преемницей Лагга-3, но имела бы более высокие летные характеристики. Создать самолет нужно было успеть до того момента, как на конвейере окажется новый истребитель КБ Яковлева, и разработчики Лавочкина сумели это сделать.
Существенно увеличить скорость машины, ее скороподъемность и маневренность создателям удалось благодаря более мощному по сравнению с М-105П двигателю воздушного охлаждения
М-82. Новый самолет назвали Лавочкин-5 и сразу же после того, как он прошел испытания, запустили в серийное производство.
Машина стала более совершенной и надежной, но, кроме этого, специалисты из КБ смогли снизить ее вес. Достичь этого удалось благодаря замене электрического запуска на воздушный, улучшения качества склеивания деталей, удаления груза из хвостовой части и ряда других мероприятий. В результате проведенных усовершенствований моноплан стал на 170 кг легче.
Технические новшества позволили ускорить сборку машин, капоты стали изготавливать не вручную, а при помощи штампов, сначала по 2 в день, а потом производство увеличили до 6. Основную массу дельта-древесины заменили обычной. В конце июля Ла-5 оборудовали бронеспинкой, а с октября - бронестеклом. Самолеты стали оснащать средствами связи и радионавигации. К концу 1942 года у машины доработали носовую часть и убрали двойную обшивку, что еще раз уменьшило вес технического устройства.
Уже осенью 1942 года Ла-5 участвовал в боях под Сталинградом. Летчикам понравились надежные машины, вооруженные двумя пушками ШВАК, оснащенные более мощным мотором воздушного охлаждения, который служил, к тому же, дополнительной защитой.
Серийные модификации Ла-5
Ла -5Ф
Модель появилась в связи с оборудованием самолета новым двигателем АШ-82Ф. В моторе был устранен недостаток предшественника – перегрев головки цилиндров. Первые истребители с более мощным АШ-82Ф стали выпускать уже в декабре 1942 года. Еще одним отличием модели стал новый фонарь над кабиной с улучшенным обзором задней полусферы. На испытаниях в Свердловске в апреле 1943 года самолет показал, более скоростной подъем на высоту 5000 м, он улучшил показатель Ла -5 на 0,5 мин. и более высокую скорость, которая отличалась на 10 км
Ла-5ФН
Дополнительные буквы в маркировке самолета означали «форсированный, непосредственный впрыск топлива». Летные дивизии стали получать новый самолет уже в марте 1943 года. Выпускали машину практически одновременно с Ла -5Ф. Сильный мотор АШ-82ФН мощностью 1850 л.с. мог в течение 10 минут работать в форсированном режиме. Учебные воздушные бои в Люберцах в апреле 1943 года с трофейным самолетом противника Bf.109G-2.показали явное превосходство советского самолета на низкой и средней высоте и позволили разработать новую тактику ведения сражения. Вооружены Ла-5Ф и Ла-5ФН были одинаково, оба имели по две пушки ШВАК с 200 боеприпасами на каждый ствол, которые перезаряжались механически или с помощью пневматики.
Ла -5УТИ
Истребитель Ла – 5 УТИ, разработанный в Горьковском ОКБ-21 на базе Ла-5 в 1943 году, являлся учебно-тренировочным самолетом и был рассчитан для двоих пилотов. Кабину для пилота-инструктора разместили в место, где находился радиоотсек в Ла-5. Учебной машиной можно было управлять из обеих кабин, она имела двойное управление. В случае, когда управлять устройством начинали из кабины инструктора, управление в первой кабине отключалось автоматически. Фюзеляж машины был той же длины, что и у Ла-5. На двухместном самолете был установлен двигатель АШ-82Ф. Выпускали Ла -5УТИ несколько лет, их отправляли для обучения в полки, в которых находились на вооружении истребители Ла-7, так как ЛА-7УТИ для подготовки пилотов на двухместные самолеты стали производить только в 1946 году и то небольшими партиями.
Опытные разработки ОКБ -21
Ла-5 М-71 был создан в самом начале 1943 года. Конструкторское бюро под руководством С.А. Лавочкина проводило разработки Ла-5 с двухзвездочным двигателем воздушного охлаждения АШ-71Ф. Силовая установка имела мощность 2200 л.с., это должно было значительно улучшить полетные показатели, но испытания машины показали ненадежность мотора, и работы были остановлены.
Ла-5 206 является еще одной экспериментальной моделью, он был переделан из серийного самолета. Испытания опытного экземпляра показали, что незначительное улучшение аэродинамических показателей способно увеличить полетные характеристики самолета, но результаты наработок не использовали для серийных устройств, их применили при разработке Ла-7.
Однопилотный истребитель Ла-5 был создан в 1942 году в ОКБ-21, которое возглавлял опытный авиаконструктор С.А. Лавочкин. Боевой самолет являлся одноместным монопланом с закрытой кабиной, его каркас и лонжероны крыльев были выполнены из дерева.
Поскольку ЛаГГ-3 из-за низкой эффективности снимали с производства, перед конструкторами стояла задача разработать за небольшой промежуток времени модель боевой машины, которая смогла бы стать преемницей Лагга-3, но имела бы более высокие летные характеристики. Создать самолет нужно было успеть до того момента, как на конвейере окажется новый истребитель КБ Яковлева, и разработчики Лавочкина сумели это сделать.
Существенно увеличить скорость машины, ее скороподъемность и маневренность создателям удалось благодаря более мощному по сравнению с М-105П двигателю воздушного охлаждения
М-82. Новый самолет назвали Лавочкин-5 и сразу же после того, как он прошел испытания, запустили в серийное производство.
Машина стала более совершенной и надежной, но, кроме этого, специалисты из КБ смогли снизить ее вес. Достичь этого удалось благодаря замене электрического запуска на воздушный, улучшения качества склеивания деталей, удаления груза из хвостовой части и ряда других мероприятий. В результате проведенных усовершенствований моноплан стал на 170 кг легче.
Технические новшества позволили ускорить сборку машин, капоты стали изготавливать не вручную, а при помощи штампов, сначала по 2 в день, а потом производство увеличили до 6. Основную массу дельта-древесины заменили обычной. В конце июля Ла-5 оборудовали бронеспинкой, а с октября - бронестеклом. Самолеты стали оснащать средствами связи и радионавигации. К концу 1942 года у машины доработали носовую часть и убрали двойную обшивку, что еще раз уменьшило вес технического устройства.
Уже осенью 1942 года Ла-5 участвовал в боях под Сталинградом. Летчикам понравились надежные машины, вооруженные двумя пушками ШВАК, оснащенные более мощным мотором воздушного охлаждения, который служил, к тому же, дополнительной защитой.
Серийные модификации Ла-5
Ла -5Ф
Модель появилась в связи с оборудованием самолета новым двигателем АШ-82Ф. В моторе был устранен недостаток предшественника – перегрев головки цилиндров. Первые истребители с более мощным АШ-82Ф стали выпускать уже в декабре 1942 года. Еще одним отличием модели стал новый фонарь над кабиной с улучшенным обзором задней полусферы. На испытаниях в Свердловске в апреле 1943 года самолет показал, более скоростной подъем на высоту 5000 м, он улучшил показатель Ла -5 на 0,5 мин. и более высокую скорость, которая отличалась на 10 км
Ла-5ФН
Дополнительные буквы в маркировке самолета означали «форсированный, непосредственный впрыск топлива». Летные дивизии стали получать новый самолет уже в марте 1943 года. Выпускали машину практически одновременно с Ла -5Ф. Сильный мотор АШ-82ФН мощностью 1850 л.с. мог в течение 10 минут работать в форсированном режиме. Учебные воздушные бои в Люберцах в апреле 1943 года с трофейным самолетом противника Bf.109G-2.показали явное превосходство советского самолета на низкой и средней высоте и позволили разработать новую тактику ведения сражения. Вооружены Ла-5Ф и Ла-5ФН были одинаково, оба имели по две пушки ШВАК с 200 боеприпасами на каждый ствол, которые перезаряжались механически или с помощью пневматики.
Ла -5УТИ
Истребитель Ла – 5 УТИ, разработанный в Горьковском ОКБ-21 на базе Ла-5 в 1943 году, являлся учебно-тренировочным самолетом и был рассчитан для двоих пилотов. Кабину для пилота-инструктора разместили в место, где находился радиоотсек в Ла-5. Учебной машиной можно было управлять из обеих кабин, она имела двойное управление. В случае, когда управлять устройством начинали из кабины инструктора, управление в первой кабине отключалось автоматически. Фюзеляж машины был той же длины, что и у Ла-5. На двухместном самолете был установлен двигатель АШ-82Ф. Выпускали Ла -5УТИ несколько лет, их отправляли для обучения в полки, в которых находились на вооружении истребители Ла-7, так как ЛА-7УТИ для подготовки пилотов на двухместные самолеты стали производить только в 1946 году и то небольшими партиями.
Опытные разработки ОКБ -21
Ла-5 М-71 был создан в самом начале 1943 года. Конструкторское бюро под руководством С.А. Лавочкина проводило разработки Ла-5 с двухзвездочным двигателем воздушного охлаждения АШ-71Ф. Силовая установка имела мощность 2200 л.с., это должно было значительно улучшить полетные показатели, но испытания машины показали ненадежность мотора, и работы были остановлены.
Ла-5 206 является еще одной экспериментальной моделью, он был переделан из серийного самолета. Испытания опытного экземпляра показали, что незначительное улучшение аэродинамических показателей способно увеличить полетные характеристики самолета, но результаты наработок не использовали для серийных устройств, их применили при разработке Ла-7.
автор: gunsturu