И-16
Очередное детище КБ Поликарпова самолет И-16 стал первым скоростным истребителем. Его появление было результатом пересмотра взглядов на тактику применения этого типа самолетов, характер их действия и технические требования к ним.
Испытания
Первый полет на моноплане был совершен летчиком-испытателем Валерием Чкаловым в канун нового 1934 года, в феврале испытания продолжили пилоты Владимир Коккинаки и Василий Степанчонок, далее Юмашев и Чернавский. Все летчики отмечали недостатки испытуемой машины, после их нелестных отзывов был издан приказ допускать к полетам только самых опытных пилотов. Все дело в том, что стремясь добиться максимальной маневренности, конструкторы пренебрегли аэродинамическими показателями.
В первых числах марта Валерий Чкалов испытывал боевое устройство на штопор, затем испытания в Каче. Модель была представлена на широкое обозрение во время первомайского парада 1934 года. Показывали моноплан и в Милане, на авиационной выставке в 1935 году. Максимальное количество этих истребителей было выпущено
в1940 году. Машина послужила основой будущих разработок КБ.
Конструкция моноплана
По аэродинамическим показателям машина представляла собой низконесущий моноплан. Для изготовления самолета использовали дерево, сталь и алюминий. Фюзеляж состоял из двух половин, был склеен из фанеры и обшит березовым шпоном. К каркасу из сосны или ясеня он крепился с помощью казеинового или костного клея. Для усиления каркаса был использован стальной уголок.
Крылья были обшиты фанерой и обтянуты полотном, многократно покрытым аэролаком. Хвостовое оперение и элероны были сделаны из дюралюминия. Детали для управления обшиты полотном. Опоры шасси убирались вращением штурвала лебедки вручную.
Вначале кабина летчика была закрытая, но из-за того, что некачественный фонарь ухудшал пилоту обзор, ее открыли. К тому же, летчики привыкли летать в открытых кабинах, они считали, что в случае аварии, не сумеют выбраться из-под закрытого колпака.
Модификации самолета
Первый самолет ЦКБ-12 с примечательным большим диаметром капота двигателя М-22 был вооружен двумя ШКАС с 900 патронами для каждого.
Другой вариант истребителя (ЦКБ-12 бис) с двигателем М-25, уже не имел сдвижного фонаря, но зато имел бронированную спинку сидения пилота. Был более сложным в пилотировании, нуждался в большем разбеге.
И-16 тип 5. К этой модели самолета можно было подвешивать до 200 бомб, вместе с типом 10 использовался в Испании.
И-16 Тип 10 был оборудован двигателем М-25В, вооружен двумя синхронными ШКАСами с 650 патронами для каждого. Отличался более высокой полетной массой 1700 кг. Центроплан был оборудован убираемыми лыжами.
И-16 Тип 17 являлся дальнейшим развитием типа 10, имел тот же двигатель. Вооружен он был ШВАК со 150 патронами на каждый ствол. Хвостовой костыль заменен хвостовым колесом.
И-16 Тип 18 - дальнейшее развитие 10 типа, обустроен двигателем с двухскоростным нагнетателем и двухшаговым винтом. В машине была улучшена продольная устойчивость на виражах и петлях. Она была вооружена 4 ШКАСами, имела 3100 патронов. Модель обладала хорошими летными качествами.
И-16 Тип 24 являлся усиленной модификацией сразу двух типов 10 и18. К нему можно было подвесить до 500 кг бомб.
И-16 Типы 28,29,30 были оборудованы безредукторным двигателем М-63, основой им послужил тип 24.
Всего в Союзе было выпущено 10292 модификаций истребителя И-16.
Участие в боевых действиях
В 1936 году советские летчики на монопланах И-16 воевали в Испании, там до появления «мессеров» истребители считались самыми лучшими. Летчики противников называли их «крысами»
В 1937 году И-16 участвовал во второй японо-китайской войне на стороне Китая. В 1938 году служил прикрытием для группы ТБ-3РН при штурме высоты (в Хасанских боях). В 1939 году на Халхин-Голе работал в тандеме с И-15, на последнего возлагалась задача уничтожения противника в бою, начатом И-16.
С 1939 по 1940 годы принимал участие в польском походе и советско-финской войне, В 1941 году И-16 являлся главным в арсенале советских истребителей, с ним были связаны первые успехи в войне, но в 1943 году использовать его перестали, он стал уступать в бою самолетам противника.
Очередное детище КБ Поликарпова самолет И-16 стал первым скоростным истребителем. Его появление было результатом пересмотра взглядов на тактику применения этого типа самолетов, характер их действия и технические требования к ним.
Испытания
Первый полет на моноплане был совершен летчиком-испытателем Валерием Чкаловым в канун нового 1934 года, в феврале испытания продолжили пилоты Владимир Коккинаки и Василий Степанчонок, далее Юмашев и Чернавский. Все летчики отмечали недостатки испытуемой машины, после их нелестных отзывов был издан приказ допускать к полетам только самых опытных пилотов. Все дело в том, что стремясь добиться максимальной маневренности, конструкторы пренебрегли аэродинамическими показателями.
В первых числах марта Валерий Чкалов испытывал боевое устройство на штопор, затем испытания в Каче. Модель была представлена на широкое обозрение во время первомайского парада 1934 года. Показывали моноплан и в Милане, на авиационной выставке в 1935 году. Максимальное количество этих истребителей было выпущено
в1940 году. Машина послужила основой будущих разработок КБ.
Конструкция моноплана
По аэродинамическим показателям машина представляла собой низконесущий моноплан. Для изготовления самолета использовали дерево, сталь и алюминий. Фюзеляж состоял из двух половин, был склеен из фанеры и обшит березовым шпоном. К каркасу из сосны или ясеня он крепился с помощью казеинового или костного клея. Для усиления каркаса был использован стальной уголок.
Крылья были обшиты фанерой и обтянуты полотном, многократно покрытым аэролаком. Хвостовое оперение и элероны были сделаны из дюралюминия. Детали для управления обшиты полотном. Опоры шасси убирались вращением штурвала лебедки вручную.
Вначале кабина летчика была закрытая, но из-за того, что некачественный фонарь ухудшал пилоту обзор, ее открыли. К тому же, летчики привыкли летать в открытых кабинах, они считали, что в случае аварии, не сумеют выбраться из-под закрытого колпака.
Модификации самолета
Первый самолет ЦКБ-12 с примечательным большим диаметром капота двигателя М-22 был вооружен двумя ШКАС с 900 патронами для каждого.
Другой вариант истребителя (ЦКБ-12 бис) с двигателем М-25, уже не имел сдвижного фонаря, но зато имел бронированную спинку сидения пилота. Был более сложным в пилотировании, нуждался в большем разбеге.
И-16 тип 5. К этой модели самолета можно было подвешивать до 200 бомб, вместе с типом 10 использовался в Испании.
И-16 Тип 10 был оборудован двигателем М-25В, вооружен двумя синхронными ШКАСами с 650 патронами для каждого. Отличался более высокой полетной массой 1700 кг. Центроплан был оборудован убираемыми лыжами.
И-16 Тип 17 являлся дальнейшим развитием типа 10, имел тот же двигатель. Вооружен он был ШВАК со 150 патронами на каждый ствол. Хвостовой костыль заменен хвостовым колесом.
И-16 Тип 18 - дальнейшее развитие 10 типа, обустроен двигателем с двухскоростным нагнетателем и двухшаговым винтом. В машине была улучшена продольная устойчивость на виражах и петлях. Она была вооружена 4 ШКАСами, имела 3100 патронов. Модель обладала хорошими летными качествами.
И-16 Тип 24 являлся усиленной модификацией сразу двух типов 10 и18. К нему можно было подвесить до 500 кг бомб.
И-16 Типы 28,29,30 были оборудованы безредукторным двигателем М-63, основой им послужил тип 24.
Всего в Союзе было выпущено 10292 модификаций истребителя И-16.
Участие в боевых действиях
В 1936 году советские летчики на монопланах И-16 воевали в Испании, там до появления «мессеров» истребители считались самыми лучшими. Летчики противников называли их «крысами»
В 1937 году И-16 участвовал во второй японо-китайской войне на стороне Китая. В 1938 году служил прикрытием для группы ТБ-3РН при штурме высоты (в Хасанских боях). В 1939 году на Халхин-Голе работал в тандеме с И-15, на последнего возлагалась задача уничтожения противника в бою, начатом И-16.
С 1939 по 1940 годы принимал участие в польском походе и советско-финской войне, В 1941 году И-16 являлся главным в арсенале советских истребителей, с ним были связаны первые успехи в войне, но в 1943 году использовать его перестали, он стал уступать в бою самолетам противника.
автор: gunsturu