Истребитель И- 5
Белоснежный самолет истребитель И-5 впервые был представлен на Центральном аэродроме конструкторами Н. Н. Поликарповым и Д. П. Григоровичем 28 апреля 1930 года. В этот день был проведен первый испытательный полет, который осуществил Бенедикт Бухгольц. И уже на первомайском параде 1931 года самолет пролетал над Красной площадью. В июне этого года состоялся смотр новой летной техники, на котором присутствовали руководители страны во главе со Сталиным, после просмотра полетов, обвинение во «вредительстве» было снято с одного из конструкторов истребителя и заменено 10 годами лагерей, затем его амнистией.
Конструкция
Конструкция самолета И-5 была смешанной, как у большинства истребителей того времени, он являлся бипланом (полуторапланом), у которого не убиралось шасси и хвостовая опора. Из-за хорошо продуманного устройства, истребитель был легким. Длина его была около 7 метров, размах крыльев – 10 с четвертью. Двухлонжеронная деревянная конструкция крыльев держалась за счет казеинового клея, стойки были выполнены из каплевидных дюралюминиевых трубок. Каркас самолета был изготовлен из дюраля, ферменный фюзеляж и рама двигателя были сварены из кусков стальных труб. Обшивка фюзеляжа крепилась к набору рамок и стрингеров из дюралюминия. Впереди крылья были обшиты дюралем, вся остальная их часть была обтянута полотном, обработанным аэролаком. Для лучшей видимости верхнее крыло имело вырезы впереди и сзади. Предназначен истребитель был для управления одним пилотом.
Варианты истребителя И-5
Одним из вариантов стала учебная конструкция биплана И-5 УТИ-1, изготовленная с некоторыми переделками из обычной модели в 1934 году. В ней кабина пилота была выдвинута вперед, а сзади нее было устроено дополнительное сидение для пилота-стажера, тоже оснащенное управлением. Выпущено было 20 экземпляров машины. Известен еще один вариант самолета И-5 бис, который провалил государственные испытания.
Начало серийного производства
Выпуск самолета планировали начать на заводе № 21, но он и сам только строился, и его возведение запаздывало, по этой причине производство истребителя началось только в 1932 году. Первоначально планировалось, что техническое устройство оснастят двигателем М-15, но потом он был заменен на М-22, мощностью в 480 л.с.
Вооружение
Основной серийный поток был оснащен синхронными пулеметами ПВ -1 с 1200-ми патронами. Кроме того, к истребителю можно было подвесить за один раз до 40 бомб, а на 10 моделей И-5 основной серии было установлено по 4 пулемета с 4000 патронов на борту. ПВ-1 специально переделали из станкового «Максима» для использования в авиации.
Где использовали самолет И-5?
И-5 до 1939 года числился в арсенале ВВС Советского Союза, но уже в середине 30-х годов считался устаревшей моделью. Некоторые из машин использовали в аэроклубах. Однако в начале Великой Отечественной войны из-за больших потерь боевых машин,в армии ощущался их острый недостаток, и некоторые самолеты И-5 использовали в качестве ночных бомбардировщиков и легких штурмовиков, хотя до этого машинам не приходилось принимать участие в боевых действиях. Использовали их 11 авиационный полк ВВС Черноморского флота, 2-й штурмовой авиационный полк ВВС в Крыму, 604 и 605 истребительные полки. На службе в них самолет находился до января 1942 года, дальше воевать наравне с немецкими самолетами он не мог, так как отставал даже от медленных бомбардировщиков, не говоря уже об истребителях.
Белоснежный самолет истребитель И-5 впервые был представлен на Центральном аэродроме конструкторами Н. Н. Поликарповым и Д. П. Григоровичем 28 апреля 1930 года. В этот день был проведен первый испытательный полет, который осуществил Бенедикт Бухгольц. И уже на первомайском параде 1931 года самолет пролетал над Красной площадью. В июне этого года состоялся смотр новой летной техники, на котором присутствовали руководители страны во главе со Сталиным, после просмотра полетов, обвинение во «вредительстве» было снято с одного из конструкторов истребителя и заменено 10 годами лагерей, затем его амнистией.
Конструкция
Конструкция самолета И-5 была смешанной, как у большинства истребителей того времени, он являлся бипланом (полуторапланом), у которого не убиралось шасси и хвостовая опора. Из-за хорошо продуманного устройства, истребитель был легким. Длина его была около 7 метров, размах крыльев – 10 с четвертью. Двухлонжеронная деревянная конструкция крыльев держалась за счет казеинового клея, стойки были выполнены из каплевидных дюралюминиевых трубок. Каркас самолета был изготовлен из дюраля, ферменный фюзеляж и рама двигателя были сварены из кусков стальных труб. Обшивка фюзеляжа крепилась к набору рамок и стрингеров из дюралюминия. Впереди крылья были обшиты дюралем, вся остальная их часть была обтянута полотном, обработанным аэролаком. Для лучшей видимости верхнее крыло имело вырезы впереди и сзади. Предназначен истребитель был для управления одним пилотом.
Варианты истребителя И-5
Одним из вариантов стала учебная конструкция биплана И-5 УТИ-1, изготовленная с некоторыми переделками из обычной модели в 1934 году. В ней кабина пилота была выдвинута вперед, а сзади нее было устроено дополнительное сидение для пилота-стажера, тоже оснащенное управлением. Выпущено было 20 экземпляров машины. Известен еще один вариант самолета И-5 бис, который провалил государственные испытания.
Начало серийного производства
Выпуск самолета планировали начать на заводе № 21, но он и сам только строился, и его возведение запаздывало, по этой причине производство истребителя началось только в 1932 году. Первоначально планировалось, что техническое устройство оснастят двигателем М-15, но потом он был заменен на М-22, мощностью в 480 л.с.
Вооружение
Основной серийный поток был оснащен синхронными пулеметами ПВ -1 с 1200-ми патронами. Кроме того, к истребителю можно было подвесить за один раз до 40 бомб, а на 10 моделей И-5 основной серии было установлено по 4 пулемета с 4000 патронов на борту. ПВ-1 специально переделали из станкового «Максима» для использования в авиации.
Где использовали самолет И-5?
И-5 до 1939 года числился в арсенале ВВС Советского Союза, но уже в середине 30-х годов считался устаревшей моделью. Некоторые из машин использовали в аэроклубах. Однако в начале Великой Отечественной войны из-за больших потерь боевых машин,в армии ощущался их острый недостаток, и некоторые самолеты И-5 использовали в качестве ночных бомбардировщиков и легких штурмовиков, хотя до этого машинам не приходилось принимать участие в боевых действиях. Использовали их 11 авиационный полк ВВС Черноморского флота, 2-й штурмовой авиационный полк ВВС в Крыму, 604 и 605 истребительные полки. На службе в них самолет находился до января 1942 года, дальше воевать наравне с немецкими самолетами он не мог, так как отставал даже от медленных бомбардировщиков, не говоря уже об истребителях.
автор: gunsturu