Самолета Конкорд это анго-французский проект сверх звукового пассажирского самолета, его сравнивают с нашим ТУ-144
Когда после Второй мировой войны реактивные двигатели совершили революцию в области авиаполетов, то первоначально казалось, что нет пределов совершенствования реактивной транспортной авиации. Авиалайнеры с течением времени будут становиться все вместительнее и безопаснее, смогут совершать полеты вокруг земного шара, сокращая до нескольких часов перелеты между самыми отдаленными странами, тогда как раньше на эти путешествия уходили недели.
Резкое увеличение скорости самолетов только подтверждало эти надежды и порождало желание интенсивно сокращать время авиационных перелетов. Военная авиация, невзирая на расходы, демонстрировала всему миру полеты со сверхзвуковой скоростью, и в 1954 г. группа британских авиаконструкторов начала изучать возможность создания пассажирского авиалайнера, движущегося со сверхзвуковой скоростью. Задача оказалась не из легких. Во-первых, при приближении скорости самолета к скорости звука возникали огромные нагрузки лобового сопротивления, но это была всего лишь одна проблема, хотя и весьма серьезная. За ней следовало множество других, и в частности, резкое увеличение температуры поверхности самолета, возникающее из-за трения воздушных потоков о корпус машины. Для решения этой проблемы потребовалось разрабатывать новые сплавы для обшивки, а также совершенствовать технику конструирования авиалайнеров. В Великобритании началась работа над проектом самолета с треугольным крылом, напоминающим своей формой греческую букву «дельта». Фирмой-разработчиком будущего сверхзвукового авиалайнера выступила «Бристоль Эйркрафт» (.Bristol Aircraft), позже вошедшая в концерн «Бристоль Эйрплан Компани» (Bristol Airplane Company {ВАС). Цель проекта - создание четырехдвигательного самолета «ВАС 223», способного доставить 100 пассажиров
из Лондона в Нью-Йорк с крейсерской скоростью, соответствующей числу Маха = 2 (примерно 2450 км/ч).
В 1960 г. французские компании «Сюд Авиасьон» (Sud Aviation) и «Дассо Авиасьон» (Dassault Aviation) создали консорциум по разработке авиалайнера меньшей пассажи-ровместимости и средней дальности полета. Будущему французскому сверхзвуковому пассажирскому самолету, который должен был совершать трансатлантические перелеты с крейсерской скоростью, соответствующей числу Маха = 2,2, с 76 пассажирами на борту, заочно было дано имя «Супер Каравелла» (Super Caravelle). Однако затраты на эти проекты оказались очень высокими, поэтому авиационная промышленность двух стран решила объединить усилия по разработке сверхзвуковых авиалайнеров. В 1962 г. было подписано соглашение, согласно которому французская компания «Аэроспасьяль» (.Aerospatiale) и британская «ВАС» объединяют усилия по созданию корпуса самолета, а компании «Роллс-Ройс» (с британской стороны) и «Снекма» (SNECMA) (с французской) разрабатывают и производят реактивные двигатели «Бристоль Сиддли Олимпус 5935» (Bristol Siddeley Olympus). Результатом совместной работы компаний двух стран стал сверхзвуковой пассажирский самолет «Конкорд» (Concorde) (франц. -согласие). В процессе работы над авиалайнером пришлось не только решать множество аэродинамических проблем, но и обеспечивать прочность всей конструкции машины; к тому же специфичность вложения затрат двух государств в процесс создания самолета потребовала разрешения и ряда проблем политических. Наконец, в марте 1969 г. опытный «Конкорд» поднялся в воздух с заводского аэродрома в районе Тулузы. Второй старт нового авиалайнера состоялся с аэродрома «Филтон», рядом с Бристолем.
«Аэроспасьяль» и «ВАС» надеялись, что этот проект, в который было вложено столько сил и средств, принесет им прибыль, но этого не произошло. В довершение к уже понесенным затратам, кризис на нефтяном рынке 1970-х гг. породил страх истощения запасов топлива и привел к использованию менее затратных вариантов сообщения между странами, чем полеты на дорогостоящем «Конкорде». Демонстрационные полеты нового сверхзвукового пассажирского самолета заслужили аплодисменты во многих странах мира, но не привели к увеличению продаж билетов. В 1974 г., виду отсутствия новых заказов, было решено прекратить производство «конкордов».
До лета 2000 г. «Бритиш Эйруэйз» и «Эйр Франс» продолжали осуществлять полеты на «конкордах», выполняя как регулярные, так и чартерные рейсы. Трансатлантические перелеты на этих самолетах составляли от 3 до 3,5 часов и пользовались большой популярностью у состоятельных пассажиров. За четверть века «Конкорд» царствовал среди самолетов как уникальное явление авиации и выдающееся достижение авиационной конструкторской мысли. Но эта машина не стала массовым воздушным перевозчиком пассажиров по причине высокой стоимости билета (к примеру, в середине 1990-х гг. билет на перелет из Парижа в Нью-Йорк стоил порядка 4000 $). Детище британских и французских инженеров было просто великолепно и осталось непревзойденным в XX в., а совместный технологический триумф высоко поднимал престиж Великобритании и Франции. Пилоты очень любили эту машину. Шеф-пилот отряда «конкордов» авиакомпании «Бритиш Эйруэйз» капитан Майк Баннистер так отзывался о самолете: «"Конкорд" - настолько замечательная машина, что она больше похожа на чистокровную беговую лошадь или гоночный автомобиль, чем
просто на пассажирский самолет. Все пилоты, которые летали на нем, получали огромное наслаждение от самого процесса полета на этом авиалайнере... Когда вы в первый раз поднимаетесь в воздух на этой машине, то используете двигатели на полную мощность. Но если самолет загружен только на 60% от максимального веса, который он может нести, то ускорение машины происходит весьма эффектно. Вы разгоняетесь со старта до скорости 400 км/ч всего лишь за 20 сек и набираете высоту в 900 м за 35 сек. Для пассажирского самолета такие параметры просто великолепны».
25 июля 2000 г. самолет«Конкорд» авиакомпании «Эйр Франс» начал разбег по взлетно-посадочной полосе аэропорта имени Шарля де Голля. Незадолго до него с этой же полосы совершил взлет американский авиалайнер «DC-10», от двигателя которого оторвалась металлическая пластина и осталась лежать на бетоне. Тележка шасси самолета«Конкорда» наскочила на пластину, и часть лопнувшей при этом шины пробила топливный бак в левой части самолета. Вытекавший из бака керосин вспыхнул от форсажной струи двигателя, и вскоре весь авиалайнер был объят пламенем. Через несколько минут после взлета «Конкорд» упал на ресторан небольшого отеля в нескольких километрах от аэропорта. В результате этой катастрофы погибли все находившиеся на борту авиалайнера. Полеты всех «конкордов» были приостановлены, все машины прошли модернизацию и повторную сертификацию летной годности. С октября 2003 г., менее чем через 35 лет после начала полетов, сверхзвуковой пассажирский самолет «Конкорд» закончил свою летную карьеру.
Когда после Второй мировой войны реактивные двигатели совершили революцию в области авиаполетов, то первоначально казалось, что нет пределов совершенствования реактивной транспортной авиации. Авиалайнеры с течением времени будут становиться все вместительнее и безопаснее, смогут совершать полеты вокруг земного шара, сокращая до нескольких часов перелеты между самыми отдаленными странами, тогда как раньше на эти путешествия уходили недели.
Резкое увеличение скорости самолетов только подтверждало эти надежды и порождало желание интенсивно сокращать время авиационных перелетов. Военная авиация, невзирая на расходы, демонстрировала всему миру полеты со сверхзвуковой скоростью, и в 1954 г. группа британских авиаконструкторов начала изучать возможность создания пассажирского авиалайнера, движущегося со сверхзвуковой скоростью. Задача оказалась не из легких. Во-первых, при приближении скорости самолета к скорости звука возникали огромные нагрузки лобового сопротивления, но это была всего лишь одна проблема, хотя и весьма серьезная. За ней следовало множество других, и в частности, резкое увеличение температуры поверхности самолета, возникающее из-за трения воздушных потоков о корпус машины. Для решения этой проблемы потребовалось разрабатывать новые сплавы для обшивки, а также совершенствовать технику конструирования авиалайнеров. В Великобритании началась работа над проектом самолета с треугольным крылом, напоминающим своей формой греческую букву «дельта». Фирмой-разработчиком будущего сверхзвукового авиалайнера выступила «Бристоль Эйркрафт» (.Bristol Aircraft), позже вошедшая в концерн «Бристоль Эйрплан Компани» (Bristol Airplane Company {ВАС). Цель проекта - создание четырехдвигательного самолета «ВАС 223», способного доставить 100 пассажиров
из Лондона в Нью-Йорк с крейсерской скоростью, соответствующей числу Маха = 2 (примерно 2450 км/ч).
В 1960 г. французские компании «Сюд Авиасьон» (Sud Aviation) и «Дассо Авиасьон» (Dassault Aviation) создали консорциум по разработке авиалайнера меньшей пассажи-ровместимости и средней дальности полета. Будущему французскому сверхзвуковому пассажирскому самолету, который должен был совершать трансатлантические перелеты с крейсерской скоростью, соответствующей числу Маха = 2,2, с 76 пассажирами на борту, заочно было дано имя «Супер Каравелла» (Super Caravelle). Однако затраты на эти проекты оказались очень высокими, поэтому авиационная промышленность двух стран решила объединить усилия по разработке сверхзвуковых авиалайнеров. В 1962 г. было подписано соглашение, согласно которому французская компания «Аэроспасьяль» (.Aerospatiale) и британская «ВАС» объединяют усилия по созданию корпуса самолета, а компании «Роллс-Ройс» (с британской стороны) и «Снекма» (SNECMA) (с французской) разрабатывают и производят реактивные двигатели «Бристоль Сиддли Олимпус 5935» (Bristol Siddeley Olympus). Результатом совместной работы компаний двух стран стал сверхзвуковой пассажирский самолет «Конкорд» (Concorde) (франц. -согласие). В процессе работы над авиалайнером пришлось не только решать множество аэродинамических проблем, но и обеспечивать прочность всей конструкции машины; к тому же специфичность вложения затрат двух государств в процесс создания самолета потребовала разрешения и ряда проблем политических. Наконец, в марте 1969 г. опытный «Конкорд» поднялся в воздух с заводского аэродрома в районе Тулузы. Второй старт нового авиалайнера состоялся с аэродрома «Филтон», рядом с Бристолем.
«Аэроспасьяль» и «ВАС» надеялись, что этот проект, в который было вложено столько сил и средств, принесет им прибыль, но этого не произошло. В довершение к уже понесенным затратам, кризис на нефтяном рынке 1970-х гг. породил страх истощения запасов топлива и привел к использованию менее затратных вариантов сообщения между странами, чем полеты на дорогостоящем «Конкорде». Демонстрационные полеты нового сверхзвукового пассажирского самолета заслужили аплодисменты во многих странах мира, но не привели к увеличению продаж билетов. В 1974 г., виду отсутствия новых заказов, было решено прекратить производство «конкордов».
До лета 2000 г. «Бритиш Эйруэйз» и «Эйр Франс» продолжали осуществлять полеты на «конкордах», выполняя как регулярные, так и чартерные рейсы. Трансатлантические перелеты на этих самолетах составляли от 3 до 3,5 часов и пользовались большой популярностью у состоятельных пассажиров. За четверть века «Конкорд» царствовал среди самолетов как уникальное явление авиации и выдающееся достижение авиационной конструкторской мысли. Но эта машина не стала массовым воздушным перевозчиком пассажиров по причине высокой стоимости билета (к примеру, в середине 1990-х гг. билет на перелет из Парижа в Нью-Йорк стоил порядка 4000 $). Детище британских и французских инженеров было просто великолепно и осталось непревзойденным в XX в., а совместный технологический триумф высоко поднимал престиж Великобритании и Франции. Пилоты очень любили эту машину. Шеф-пилот отряда «конкордов» авиакомпании «Бритиш Эйруэйз» капитан Майк Баннистер так отзывался о самолете: «"Конкорд" - настолько замечательная машина, что она больше похожа на чистокровную беговую лошадь или гоночный автомобиль, чем
просто на пассажирский самолет. Все пилоты, которые летали на нем, получали огромное наслаждение от самого процесса полета на этом авиалайнере... Когда вы в первый раз поднимаетесь в воздух на этой машине, то используете двигатели на полную мощность. Но если самолет загружен только на 60% от максимального веса, который он может нести, то ускорение машины происходит весьма эффектно. Вы разгоняетесь со старта до скорости 400 км/ч всего лишь за 20 сек и набираете высоту в 900 м за 35 сек. Для пассажирского самолета такие параметры просто великолепны».
25 июля 2000 г. самолет«Конкорд» авиакомпании «Эйр Франс» начал разбег по взлетно-посадочной полосе аэропорта имени Шарля де Голля. Незадолго до него с этой же полосы совершил взлет американский авиалайнер «DC-10», от двигателя которого оторвалась металлическая пластина и осталась лежать на бетоне. Тележка шасси самолета«Конкорда» наскочила на пластину, и часть лопнувшей при этом шины пробила топливный бак в левой части самолета. Вытекавший из бака керосин вспыхнул от форсажной струи двигателя, и вскоре весь авиалайнер был объят пламенем. Через несколько минут после взлета «Конкорд» упал на ресторан небольшого отеля в нескольких километрах от аэропорта. В результате этой катастрофы погибли все находившиеся на борту авиалайнера. Полеты всех «конкордов» были приостановлены, все машины прошли модернизацию и повторную сертификацию летной годности. С октября 2003 г., менее чем через 35 лет после начала полетов, сверхзвуковой пассажирский самолет «Конкорд» закончил свою летную карьеру.
автор: gagarin