Python III
Python ill разработан на базе реактивного снаряда Shafnr 1/11. являвшегося основным видом снаряда класса «воздух — воздух» в израильских ВВС на протяжении 1980 х годов Вытесняемые в настоящее время реактивными снарядами Python IV, они все еще остаются очень эффективным оружием Python ш имеет осколочно-фугасную боеголовку весом 11кг взрывающуюся при контакте с целью или подрываемую сигналом радара Оснащен всепо годной системой обнаружения целей.
Ракета с инфракрасным наведением
Дистанционная система инфракрасного наведения обычно устанавливается на ракеты Мк 82 весом 227 кг Разработанная для поражения бронетехники, эта ракета эффектив на также при поражении целого ряда статичных и движущихся целей Чувствительный датчик способен дифференцировать цели, выбирая ив них те. что подлежат атаке Обычный ради ус применения составляет около 7 км Иоисковая система позволяет осуществлять наведение на цель с высоты около 1000 м Ракета Мк 82 имеет осколочно фугасную боеголовку весом 97 кг
Общее производство истребителей МиГ-21 в СССР составило 10158 самолетов. Имелись также 194 МиГ-21Ф-13 чешкой сборки и 574 индийских МиГов, выпущенных по лицензии компанией HAL (Hindustan Aeronautics Ltd). Еще более 2500 машин было построено в Китае. Всего, начиная с 1958 года, ВВС более 50 стран мира получили 13 500 самолетов МиГ.
Несмотря на ограниченный радиус боевых действий и упрощенную систему вооружения, 21 доказал свою пригодность во время воздушных боев во Вьетнаме и на Среднем Востоке. Небольшие размеры этой машины сделали ее трудноразличимой — и визуально в небе, и на экране радара. При этом надежный и простой в управлении самолет обладал высокой скоростью, маневренностью и ударной силой.
К концу холодной войны в строю оставалось еще большое
Вверху: эти три хорватских самолета были усовершенствованы компанией «Aerostar».
количество истребителей, которых не миновало сокращение вооруженных сил, выполненное в соответствии с советско-американскими договоренностями. Количество старых самолетов стремительно уменьшалось — на смену им шли более совершенные машины нового поколения.
МиГ-21 в Европе
Сегодня 21 почти не встретишь в Европе. К началу нового тысячелетия Хорватия имела 20 МиГ-21бис и четыре МиГ-21УМ, разделенных на две эскадрильи. Обе они остаются в строю и ныне. По соглашению 2002 года румынская компания «Aerostar» улучшила восемь одноместных МиГ-21, а также поставила еще четыре МиГ-21УМ (бывших польских). С 1996 года в Хорватии
обсуждается вопрос о возможной замене этих машин на F-16C/D или какой-нибудь другой западный истребитель.
В Болгарии флот раньше состоял из 70 МиГ-21бис, девяти МиГ-21 МФР и семи двухместных МиГ-21УМ, но в конце 2006 года произошло сокращение, после которого в болгарских ВВС осталось не более 12 самолетов этого типа. Тем временем в конце 2006 года Румыния усовершенствовала свои 119 самолетов Lancer, включая модель А (истребитель-бомбардировщик), истребитель Lancer В и двухмест-
Прослужив более 40 лет в индийских ВВС, МиГ-21 Ф и ФЛ были постепенно заменены машинами серии М и «бис». Эта пара 21 бис приписана к эскадрилье индийских ВВС, базирующейся в Джайсалмере.
Lancer С. Приблизительно половина этих самолетов в начале 2008 года продолжает нести боевое дежурство. 1 августа 2007 года четыре самолета Lancer С были взяты в трехмесячную аренду Балтийской воздушной полицией НАТО.
В Сербии насчитывается около 10 боеспособных МиГ-21бис.
Интернациональные машины
В небольших количествах в первом десятилетии XXI века можно обнаружить в Анголе, Камбодже, Конго, Эфиопии, республике Гвинея, Лаосе, Ливии, на Мадагаскаре, в Мали, Монголии, Мозамбике, Нигерии, Йемене и Замбии, а также бывших республиках Советского Союза. В более внушительных количествах истребители имеются на Кубе (около 180), в Египте (около 55), Индии (более 200), Северной Корее, Сирии (более 200) и Вьетнаме (около 140).
31 августа 2007 года Индия объявила о своем намерении закупить 126 новых многоцелевых истребителей, призванных заменить имеющиеся у нее истребителей.
Тем временем не менее 125 индийских МиГ-21бис были усовершенствованы до стандарта «Бизон» компанией HAL и российским заводом «Сокол». Модернизация заключалась в установке новой кабины, электронной системы управления огнем, многоцелевой РЛС «Фазотрон» и реактивных снарядов Р-77. Первые улучшенные самолеты вернулись в строй в 2002 году.
В последнее десятилетие самолеты F-7, произведенные в Китае, имеются в составе ВВС Бангладеш, Египта, Китая (здесь они называются J-7), Ирана, Мьянмы, Намибии, Северной Кореи, Пакистана, Шри-Ланки, Судана, Танзании и Зимбабве.
Модернизация
Одно время казалось, что из-за высокой стоимости новейших истребителей целесообразно проводить модернизацию. Однако на самом деле рынок для «обновленных» МиГ оказался достаточно ограниченным. Многие страны вместо их приобретения предпочли рассмотреть вопрос о замене этих машин современными западными истребителями. Другие потенциальные каналы для усовершенствования МиГ были перекрыты рядом международных соглашений об эмбарго на поставки того или иного вида оружия. Продолжилось начатое с окончанием холодной войны сокращение вооружений, было прекращено производство некоторых видов более новых самолетов, включая МиГ-29 и ранние модели F-16, которые резко упали в цене. Поэтому многим странам стало выгоднее не улучшать МиГ-21, а заменять их этими моделями.
Следует отметить, что и сама модернизация МиГ-21 часто сводится лишь к небольшим переделкам, незначительно увеличивающим срок службы самолета. Египет стал первой страной, решивший усовершенствовать — в условиях разрыва отношений с СССР —свои МиГ-21 с помощью западных систем авионики. Примерно 75—100 самолетов были оснащены новым головным дисплеем HUD, бортовым компьютером, новыми электронными системами управления огнем, системой постановки помех и западными реактивными снарядами.
Амбициозный план усовершенствования 24 чешских МиГ-21 отменили после решения правительства Чехии приобрести новые западные истребители. В качестве промежуточной меры установили на имеющиеся МиГ-21 новое, соответствующее стандартам НАТО, оборудование, включая навигационную систему GPS и радиостанцию. В Венгрии 20 устаревших МиГ-21бис также подверглись незначительному усовершенствованию, позволившему этим самолетам оставаться в строю до тех пор, пока не будут реализованы широкие планы переоснащения венгерских ВВС западными моделями истребителей.
В Китае на МиГ использовали китайское радиоэлектронное оборудование. Впрочем,около двухсот экспортных Chengdu F-7M и F-7P'получили бортовую РЛС фирмы «GEC» Туре 226 Skyranger I и систему управления огнем Туре 956 HUD/WAC с западным радарным альтиметром, бортовым компьютером и другими западными электронными системами. Эти самолеты направляются, в первую очередь, в Пакистан, который заключил контракт на установку еще и оптико-электронного прицельного комплекса FIAR Grifo-L.