Если спросить о названии британского самолета Второй мировой войны, многие назовут «Спитфайр» (Spitfire). Объект постоянного развития, самолет фирмы «Супермарин» - наиболее удачный истребитель RAF того периода как в производстве, так и на вооружении первой (фронтовой) линии.
Начав проектировать истребители-монопланы еще после выхода спецификации F.7/30, заказ по которой проиграли биплану «Гладиатор» фирмы «Глостер», главный конструктор фирмы «Супермарин» Реджинальд Митчелл приступил к созданию нового самолета, тип 300, в то время являвшегося частной разработкой. Его оснастили последним двигателем «Роллс-Ройс», другой частой разработкой, известной, соответственно, под названием PV.12. Имевший первоначальную мощность 1000 л. с. (746 кВт), он имел замечательную удельную мощность. Объединенный с митчелловской конструкцией самолета, он даст великолепный потенциал развития, который использовался в течение всей, еще не начавшейся войны.
В типе 300 использовались все митчелловские решения из конструкции гоночного гидроплана S.6B, созданного для кубка Шнейдера. Эта цельнометаллическая конструкция (кроме управляющих поверхностей), с характерным, эллиптическим в плане крылом вооружалась восемью пулеметами. Однако двигатель PV.12 (вскоре названный «Мерлин») тоже совершенствовался как важный катализатор развития «Спитфайра».
Оценив быстрое развитие истребителей-монопланов в Германии, командование RAF решило, что необходимы новые перехватчики для защиты метрополии. Под впечатлением типа 300 Министерство авиации выпустило спецификацию Е37/34 на проектирование и постройку 310 серийных самолетов в июне 1936 г.
Прототип полетел в марте 1936 г., первый серийный «Спитфайр» Mk I поступил в 19-ю эскадрилью в Дюксфорде в августе 1938 г. Этот первый самолет оснастили двигателем «Мерлин» И мощностью 1060 л. с. (791 кВт) с двухлопастным деревянным винтом фиксированного шага. Вооружение составляли восемь 7,7-мм пулеметов «Браунинг».
К началу войны заказали 1960 «Спитфайров», из которых 306 Mk I поставили. Первый бой «Спитфайра» произошел 16 октября 1939 г., когда 602-я и 603-я эскадрильи встретили бомбардировщики люфтваффе у побережья Шотландии. Обе эскадрильи успешно били германские самолеты - первая воздушная победа «Спитфайров». К середине 1940 г. 19 эскадрилий летало на «Спитфайрах»; почти треть этих самолетов потеряли в катастрофе у Дюнкерка в мае.
По мере развертывания серийного производства совершенствовалась и конструкция базового Mk I, наиболее важное из улучшений - установка трехлопастного винта изменяемого шага и постоянных оборотов. Другие нововведения касались оружия. Недостаточность установленных на «Спит-файре» пулеметов винтовочного калибра хорошо известна. Требовалась большая огневая мощь для борьбы с вражескими самолетами, имевшими протестированные бензобаки и броневую защиту. В соответствии с этим проходили испытания две 20-мм пушки «Испано».
В Битве за Британию, развернувшейся летом 1940 г., «Спитфайры» и большое количество «Харрикейнов» приняли на себя бешеные атаки люфтваффе. В ходе битвы небольшое количество вооруженных пушками самолетов, известных как «Спитфайр» Mk I В (вооруженные пулеметами машины обозначались Мк IA), действовало в 19-й эскадрилье настолько эффективно, что достаточно убедили Министерство авиации в том, что пушечное вооружение должно обязательно устанавливаться на будущих «Спитфайрах».
Небольшое количество «Спитфайров» Mk НА также поставили в это время, сначала в 611 -ю эскадрилью в августе 1940 г. На них устанавливался «Мерлин» 12, имевший мощность на 110 л. с. (82 кВт) больше и, соответственно, большую, чем у Mk I, скорость. Еще кое-что про Mk ПА некоторые из них имели две пушки и четыре пулемета в крыле, которое потом стало известно как крыло «В» - отсюда Мк ИВ. Небольшое количество Mk II модифицировали как Mk IIA(LR) дальние истребители сопровождения, установив дополнительные топливные баки под крылом, другие Mk IIC (позднее ASR.Mk II) оснастили морским спасательным оборудованием и снаряжением.
Начав проектировать истребители-монопланы еще после выхода спецификации F.7/30, заказ по которой проиграли биплану «Гладиатор» фирмы «Глостер», главный конструктор фирмы «Супермарин» Реджинальд Митчелл приступил к созданию нового самолета, тип 300, в то время являвшегося частной разработкой. Его оснастили последним двигателем «Роллс-Ройс», другой частой разработкой, известной, соответственно, под названием PV.12. Имевший первоначальную мощность 1000 л. с. (746 кВт), он имел замечательную удельную мощность. Объединенный с митчелловской конструкцией самолета, он даст великолепный потенциал развития, который использовался в течение всей, еще не начавшейся войны.
В типе 300 использовались все митчелловские решения из конструкции гоночного гидроплана S.6B, созданного для кубка Шнейдера. Эта цельнометаллическая конструкция (кроме управляющих поверхностей), с характерным, эллиптическим в плане крылом вооружалась восемью пулеметами. Однако двигатель PV.12 (вскоре названный «Мерлин») тоже совершенствовался как важный катализатор развития «Спитфайра».
Оценив быстрое развитие истребителей-монопланов в Германии, командование RAF решило, что необходимы новые перехватчики для защиты метрополии. Под впечатлением типа 300 Министерство авиации выпустило спецификацию Е37/34 на проектирование и постройку 310 серийных самолетов в июне 1936 г.
Прототип полетел в марте 1936 г., первый серийный «Спитфайр» Mk I поступил в 19-ю эскадрилью в Дюксфорде в августе 1938 г. Этот первый самолет оснастили двигателем «Мерлин» И мощностью 1060 л. с. (791 кВт) с двухлопастным деревянным винтом фиксированного шага. Вооружение составляли восемь 7,7-мм пулеметов «Браунинг».
К началу войны заказали 1960 «Спитфайров», из которых 306 Mk I поставили. Первый бой «Спитфайра» произошел 16 октября 1939 г., когда 602-я и 603-я эскадрильи встретили бомбардировщики люфтваффе у побережья Шотландии. Обе эскадрильи успешно били германские самолеты - первая воздушная победа «Спитфайров». К середине 1940 г. 19 эскадрилий летало на «Спитфайрах»; почти треть этих самолетов потеряли в катастрофе у Дюнкерка в мае.
По мере развертывания серийного производства совершенствовалась и конструкция базового Mk I, наиболее важное из улучшений - установка трехлопастного винта изменяемого шага и постоянных оборотов. Другие нововведения касались оружия. Недостаточность установленных на «Спит-файре» пулеметов винтовочного калибра хорошо известна. Требовалась большая огневая мощь для борьбы с вражескими самолетами, имевшими протестированные бензобаки и броневую защиту. В соответствии с этим проходили испытания две 20-мм пушки «Испано».
В Битве за Британию, развернувшейся летом 1940 г., «Спитфайры» и большое количество «Харрикейнов» приняли на себя бешеные атаки люфтваффе. В ходе битвы небольшое количество вооруженных пушками самолетов, известных как «Спитфайр» Mk I В (вооруженные пулеметами машины обозначались Мк IA), действовало в 19-й эскадрилье настолько эффективно, что достаточно убедили Министерство авиации в том, что пушечное вооружение должно обязательно устанавливаться на будущих «Спитфайрах».
Небольшое количество «Спитфайров» Mk НА также поставили в это время, сначала в 611 -ю эскадрилью в августе 1940 г. На них устанавливался «Мерлин» 12, имевший мощность на 110 л. с. (82 кВт) больше и, соответственно, большую, чем у Mk I, скорость. Еще кое-что про Mk ПА некоторые из них имели две пушки и четыре пулемета в крыле, которое потом стало известно как крыло «В» - отсюда Мк ИВ. Небольшое количество Mk II модифицировали как Mk IIA(LR) дальние истребители сопровождения, установив дополнительные топливные баки под крылом, другие Mk IIC (позднее ASR.Mk II) оснастили морским спасательным оборудованием и снаряжением.
автор: gunsturu