Кроме британских ВВС, самолеты Tornado ADV закупила только Саудовская Аравия, также их брали в лизинг ВВС Италии. Оман заказал восемь самолетов, но сделку позже аннулировали в пользу закупки самолетов Hawk.
Вслед за тремя прототипами Tornado ADV в «ВАе Warton» были собраны 18 F.Mk 2 и 152 F.Mk 3, поступивших на вооружение британских ВВС (включая 8 самолетов, заказанных, но не оплаченных Оманом). Перехватчиками вооружили учебное подразделение и семь эскадрилий, несколько самолетов использовались испытательными организациями.
Panavia Tornado
Программа трех государств по созданию самолета Panavia Tornado стала ярким примером международного сотрудничества. Во время войны в Персидском заливе самолет продемонстрировал высокую эффективность при нанесении ударов по наземным целям, а также выполнял задачи патрулирования воздушного пространства.
Три государства принимали участие в разработке и производстве самолета Tornado. В ходе программы ее участникам удалось согласовать порой противоречивые требования ВВС трех государств и ВМС Германии. Некоторые элементы программы сегодня могут показаться излишними, например организация трех сборочных линий, три отдельные программы летных испытаний, но для своего времени программа стала самым настоящим прорывом в деле меж-
дународной кооперации. Программа получилась весьма экономной и рассчитанной прежде всего на удовлетворение потребностей стран-участниц. На экспорт самолет Tornado поставлялся только в одну страну, тем не менее количество построенных самолетов приблизилось к 1000 экземпляров.
Самолет нередко подвергали критике. Так, по горячим следам «Бури в пустыне» пресса заострила внимание на высоких потерях этого истребителя-бомбардировщика.
При этом совершенно не учитывался тот факт, что Tornado в начале кампании работали с малых высот по хорошо прикрытым средствами ПВО аэродромам и только потом переключились на действия со средних высот. Фактически уровень потерь оказался ниже, чем ожидалось. Лишь четыре самолета данного типа были сбиты при нанесении ударов с малых высот, еще два противник сбил на средних высотах. Несомненно, самолеты Tornado выполняли самые опасные
задания и добились значительного успеха. Истребители-бом-бардировщики переключили на действия со средних высот только после того, как была завершена кампания по нейтрализации аэродромов противника.
Боец холодной войны
Самолет Tornado проектировался в годы холодной войны как дальний всепогодный круглосуточный ударный самолет, способный выполнять полеты на сверхмалой высоте во избежание обнаружения радиолокаторами противника. Поэтому ключевым элементом бортового оборудования стал прецизионный прицельно-навигационный комплекс (ПрНК), объединяющий в своем составе навигационную систему и систему управления оружием. В состав ПрНК включили радиолокатор, способный выполнять поиск воздушных и наземных целей и обеспечивать автоматический полет по заранее запрограммированному маршруту с несколькими поворотными пунктами с огибанием рельефа местности в любое время суток. Крыло изменяемой в полете стреловидности обеспечило компромисс между требованиями короткого взлета и посадки, хорошей маневренностью и высокой максимальной скоростью полета на малой высоте. Специально разработанные двухконтурные двигатели с форсажными камерами обладали неожиданно малым расходом топлива. Во многом благодаря двигателям самолет Tornado имеет очень высокие летные характеристики.
Было разработано несколько модификаций истребителя-бомбардировщика Tornado, а в ходе эксплуатации самолет освоил немало новых «ролей», от разведчика до противокорабельного авиационного комплекса. В Великобритании был создан специализированный вариант истребителя-перехватчика — Tornado ADV (Air Defence Variant). Самолеты Tornado ADV в системе ПВО Великобритании пришли на смену истребителям F-4 Phantom II.
Как маловысотный ударный самолет, способный действовать круглосуточно и в любую погоду, Tornado до сих пор не имеет себе равных. Различные модерниза-ционные программы ранее построенных самолетов значительно увеличили их боевую эффективность. Новые средства поражения
Storm Shadow и Taurus значительно повысили точность ударов при увеличении дальности пуска. При необходимости самолет способен действовать со средних высот с не меньшим успехом, чем с малых. Итальянские и германские самолеты Tornado прошли модернизацию с целью увеличения ресурса и повышения боевой эффективности.
После окончания холодной войны истребители-бомбардировщики Tornado применялись
в различных операциях, от «Бури в пустыне» до Боснии и Афганистана. Британские Tornado GR.
Mk 4 продолжают выполнение важных заданий в Ираке, эти самолеты оснащены подвесными контейнерами DJRP и Raptor. Так как поступление на вооружение новейших истребителей Typhoon идет довольно медленно, самолеты Tornado по-прежнему играют важнейшую роль в ВВС Великобритании, Германии и Италии.
229 OCU/65-я эскадрилья/5б-я (резервная)эскадрилья:
В ноябре 1984 года 229-й учебный отряд (Operational Conversion Unit, OCU) на базе Конингсби получил первые 16 Tornado F.Mk 2 для переучивания на них экипажей (крайний справа). F.Mk 2 эксплуатировались отрядом до 1988 года, когда OCU полностью перевооружили на F.Mk 3; первый F.Mk 3 получен в конце 1986 года. С 1 января 1987 года OCU стал именоваться 65-й эскадрильей, а с 1 июля 1992 года 56-й (резервной) эскадрильей. Затем ее передислоцировали на базу Льючарс, а в апреле 2008 года переформировали в ISTAR OEU с дислокацией на базе Уоддингтон.
Авиакрыло Льючарс:
23 сентября 1989 года завершилось перевооружение с Phantom на Tornado F.Mk 343-й эскадрильи, а 1 мая 1990 года перевооружили 111-ю эскадрилью. 43-я эскадрилья расформирована в июле 2009 года. 111-я эскадрилья, последняя на F.Mk 3, подлежит расформированию в июле 2011 года.
1435е звено:
Четыре Tornado F.Mk 3 в июле 1992 года были выделены для обороны Фолклендов, в сентябре 2009 года их сменили Typhoon.
Другие части:
Компания «QinetiQ» использовала F.Mk 2А TIARA, там же эксплуатировались два F.Mk 3, задействованные в НИОКР по УР Meteor. В 41й эскадрилье до 2007 года для проведения различных испытаний использовался один F.Mk 3.
Саудовская Аравия — Королевские саудовские ВВС
За Оманом, заказавшим 14 августа 1985 года восемь Tornado ADV (затем заказ аннулировали), 26 сентября 1985 года последовала Саудовская Аравия, получившая 24 Аб\/для вооружения двух эскадрилий. Сделка стала частью большой программы («А1 Yamamah»), по которой были закуплены Tornado IDS, Hawk, PC-9 и Jetstream. Для экономии времени саудовцам поставили самолеты, ранее состоявшие на вооружении британских ВВС, первый из них прибыл в Дахран 9 февраля 1989 года, поступив в 29-ю эскадрилью. Все 12 самолетов 29-я эскадрилья получила к 20 сентября.
Поставка второй партии из 12 ADV позволила сформировать 34-ю эскадрилью, также в Дахране. Первый самолет 34-я эскадрилья получила 14 ноября 1989 года, последний в середине 1990 года. Попытка эксплуатировать самолеты в двух эскадрильях в отсутствие запчастей успеха не имела 34-ю эскадрилью поглотила 29-я, которая затем принимала участие в операции «Буря в пустыне», выполняя вместе с Tornado F.Mk 3 британских ВВС патрулирование вдоль границ Саудовской Аравии с Кувейтом и Ираком.
Соглашение о поставке очередной партии из 36 Tornado ADV было достигнуто в июле 1988 года, но в мае 1993 года на момент подписания общего контракта на поставку авиационной техники в рамках программы «AI Yamamah II» ADV из списка исключили, хотя дополнительно предусматривалась закупка 48 IDS. Отказ от ADV объяснялся наличием F-15С, которые лучше соответствовали требованиям саудовской ПВО, чем оптимизированный для действий над морем ADV. ADV снят с вооружения в 2007 году.
Tornado ADV
Саудовские ADV отличались от британских F.Mk 3 лишь в деталях и несли аналогичное вооружение из УР AIM-9L/SkyFlash. Саудовские Tornado первыми получили РЛС Foxhunter (этап 1).
Топливные баки
ADV способен нести внешние баки емкостью по 1500 л, разработанные для IDS, или баки «Hindenburger» специальной конструкции по 2250 л.
ADV в «Буре в пустыне»
Саудовские ADV выполнили в ходе операции «Буря в пустыне» 451 боевой вылет, все на решение задач ПВО. После выполнения 24 боевых вылетов в первый день операции, самолеты в среднем выполняли по 10 вылетов ежедневно. Tornado F.Mk 3 британских ВВС выполнили 696 боевых вылетов, максимальное количество пришлось на первый день 54, во второй день уже 32 вылета. F.Mk 3 должны были воспрепятствовать проникновению в воздушное пространство Саудовской Аравии самолетов ВВС Ирака.
Маркировка
Окраска саудовских ADV идентична окраске британских F.Mk 3. На киле, ниже саудовского флага, изображены эмблема 29й эскадрильи и серийный номер с префиксом «29», отражающим принадлежность перехватчика к 29-й эскадрилье.