ТШ-3 Самолет
В начале 30-х годов конструкторы вели разработки по созданию новых бронированных самолетов, которые могли бы надежно защитить пилота и оснащение машины, но на бипланах достичь этого не получалось. Скорость биплана была очень низкой, удавалось получить не более 200 км/час, плохо корректировалась маневренность, в то же время, длина разбега требовалась большая. В 1932 году конструкторское бюро под руководством А.Кочеригина и М.Гуревича, создало проект тяжелого штурмовика-моноплана, на который планировали установить двигатель М-34, мощностью 750-830 л.с."ТШ-3" Вид сверху
Конец 1933 года стал временем создания опытного экземпляра самолета-моноплана, имеющего низко расположенное крыло и подкосы под центропланом, назвали его ТШ-3. Он был вооружен двумя батареями по 5 пулеметов ШКАС, расположенных с обеих сторон в носках крыльев, и оборонительным пулеметом, помещенным на задней огневой установке. Под каждым крылом, между лонжеронами, можно было подвешивать по 6 осколочных бомб, для этого конструкция крыла была оснащена специальными держателями для них, максимальная нагрузка равнялась 400 кг. Имелась также возможность перевозки и использования оборудования для проведения химических атак.
Бронезащита ТШ-3 была идентична, установленной на моделях-предшественниках, и представляла собой бронекоробку, выложенную плоскими кусками брони. Так поступали потому, что фигурную броню для самолетов в Советском Союзе пока делать не умели. Детали брони соединяли в коробку при помощи болтов и дюралюминиевых уголков. В этом тоже были свои трудности, металл нужно сверлить, но опыта не было, материал коробился и трескался, в результате подгонка листов была достаточно сложной операцией.
"ТШ-3"
Основу ТШ-3 самолета на задней ферменной части фюзеляжа составляли стальные трубы, сверху она обшита полотном. Обтянуты тканью были и дюралевые крылья и оперение.
Передний лист брони имел толщину 8 мм, остальные по 6 мм, верхний лист 5 мм. Двигатель броней не покрывался. Выдвигаемый радиатор, расположенный внизу, был покрыт 6-миллимитровой броней. Во время атакующего полета радиатор задвигался в фюзеляж. Двигатель охлаждался через бронесовок и щель, расположенную за радиатором, она была оборудована жалюзи, но этого было явно недостаточно. Штурмавой самолет ТШ-3 был тяжелым, только броня весила 576 кг.
Сама конструкция бронированной коробки резко снижала аэродинамические показатели машины, но другие варианты защиты штурмовика во внимание не принимались. А.Кочеригин считал, что форма в виде коробки самая подходящая. Плохая аэродинамика и утяжеленный вес повлекли резкое снижение летных характеристик.
Летом 1934 года самолет был представлен на заводские испытания, полеты на ТШ-3 осуществлял летчик В.К. Коккинаки. Максимальная скорость около земли равнялась 247 км/час, дальность - 470 км, на набор высоты 3 км самолет затрачивал 11 минут. Для 1932 года эти показатели были бы достойными, но они оказались недостаточными для новых штурмовиков. К тому же, так и недоведенной оказалась система охлаждения двигателя. Только при постройке следующих моделей научились не допускать перегрев мотора. Для этого внутри бронированного корпуса помещали воздушный тоннель, поперек которого устанавливали двигатель.
ТШ-3
Ввиду наличия серьезных недостатков, в серийный поток устройство не запустили, создать качественную боевую машину-штурмовик в 30-е годы так и не удалось.
Постоянные неудачи в создании бронированных самолетов объяснялись отсутствием мощных силовых установок, а также материалов для строительства конструкций, обладающих высокими удельными показателями и прочностными характеристиками. Не умели пока изготавливать и надежную, но не очень тяжелую броню.
Эффективность боевого ТШ-3 самолета была невысокой, так как, в то время единственным тактическим приемом штурмовика была атака наземных целей в бреющем полете на низкой высоте, плохой обзор препятствовал выполнению задания, потому что, уже с 15-метровой высоты пилот видел только цель, отдаленную от него на километр. Разумеется, о прицельной стрельбе из пулемета речь идти не могла.
автор: gagarin