Штурмовой самолет Ил 2
Ил-2– военный штурмовой самолет, использовался в годы Великой Отечественной войны. Самолет Ил-2 был спроектированный ОКБ-240, возглавляемым С.В. Ильюшиным. Штурмовик был довольно востребованной боевой машиной, за всю историю выпуска с конвейера сошло 38 тыс. его экземпляров.
Из-за приметной формы фюзеляжа в армии самолет прозвали «горбатым», а сами разработчики величали его «летящим танком». Германские летчики тоже не упустили возможности придумать для него прозвища, у них он был «бетонным», «цементированным». Не жаловали его и наземные службы противника, называя «мясорубкой», «Железным Густавом» и многими другими нелестными названиями.
История производства
Ил-2 был задействован в Великой Отечественной войне во всех летных дивизиях и в сражениях с Японией. Начало производства самолета датировано февралем 1941 года, первые машины производили на заводе №18 в Воронеже, но в ноябре он переехал в эвакуацию в Куйбышев, там Ил-2 выпускали предприятия №1 и №18, в Москве тоже был налажен выпуск штурмовика, им занимался авиационный завод №30. Первые годы войны машину выпускали в Ленинграде, а также - в Нижнем Тагиле. Первый полет на ней совершил пилот-испытатель В.К. Коккинаки 2 октября 1939 года.
Вооружение
Вооружение штурмовика состояло из двух пушек, помещенных в консолях крыла. Вначале это были 20-миллиметровые ШВАК, затем 23-миллиметровые ВЯ, против танков использовали 37-миллиметровые орудия. Испытывали машины с 45- миллиметровыми стволами. Было также установлено 2 крыльевых ШКАСа, контейнеры ПТАБ, авиабомбы, на борту имелись реактивные снаряды. Двухместные модели самолета Ил-2 снабжали пулеметом УБТ.
Различные модификации
Самолет Ил-2 выпускался в одноместном варианте и двухместном, когда кроме пилота в нем находился воздушный стрелок. Практически постоянно модель претерпевала конструктивные и технологические изменения. Когда в конце первого года войны не хватало материалов, хвост заменили деревянным, установив на него дополнительные ребра жесткости. Изменялся уровень бронирования и состав вооружения на борту.
Одноместная модель Ил-2
Из названия понятно, что кабина стрелка на ней не была предусмотрена, этим объяснялась частая гибель пилотов и машин. Самолеты переоборудовали в двухместный прямо в боевых частях, или устанавливали для отпугивания врагов муляж задней пушки, со стволом, направленным на имитацию хвоста самолета. Грозный вид такой постройки не вызывал желания у вражеских пилотов заходить сзади.
Двухместная модель Ил-2
Этот штурмовик имел дополнительную, оборудованную фонарем, кабину для стрелка. Имелись и дополнительные пулеметы ШКАС или УБТ (синхронизированные).
Ил-2 АМ-38Ф
На борту которого был установлен форсированный двигатель, который обеспечивал большую по сравнению с АМ-38М взлетность. Уже в начале 1943 года на всех авиазаводах на все серийные одноместные и двухместные самолеты стали устанавливать двигатель АМ-38Ф.
Ил-2 КСС
Штурмовики этого типа оборудовали форсированным двигателем, в них были улучшены аэродинамические характеристики. Модель отличалась от других изменениями в конструкции.
автор: gunsturu